Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 4 сентября 2008 г. N 3.9-22/1
по проекту федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается возможность установления положениями о лицензировании конкретных видов деятельности бессрочного действия лицензий, а также возможность продления действия лицензии на очередной срок в упрощенном порядке при условии, что за время действия лицензии не выявлены грубые нарушения лицензиатом лицензионных правил и условий.
Кроме того законопроект предусматривает замену лицензирования на обязательное страхование в отношении следующих видов деятельности:
перевозки морским транспортом грузов;
перевозки внутренним водным транспортом грузов;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
оказание услуг почтовой связи.
Законопроектом также предлагается осуществлять лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 20 человек. В настоящее время лицензирование действует в отношении перевозок автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Законопроект устанавливает необходимость создания реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вышеуказанные виды деятельности, который будут формировать и вести соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также определяет состав сведений и порядок внесения в реестры и исключения из них сведений о субъектах хозяйственной деятельности. Законопроектом определяются требования к договору страхования, срокам их действия, порядку возмещения вреда.
Комитет по собственности концептуально поддерживает положения законопроекта о возможности бессрочного действия лицензии, упрощении порядка продления лицензии, а также по переходу от лицензирования "перевозочных" видов деятельности к обязательному страхования гражданской ответственности, поскольку реализация таких мер будет способствовать снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, развитию конкуренции на рынке соответствующих услуг путем выхода на него новых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, по мнению Комитета, законопроект имеет существенные недостатки, которые следует устранить при его подготовке ко второму чтению.
В отношении деятельности по оказанию услуг почтовой связи законопроектом однозначно определен предмет страхования - риск отсутствия у оператора почтовой связи денежных средств, делающего невозможным возмещение пользователю услуг почтовой связи убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи своих обязательств, и страховой случай - отсутствие либо недостаток у страхователя денежных средств в размере, необходимом и достаточном для возмещения указанного вреда.
В то же время в отношении видов деятельности, связанных с перевозками, предмет страхования и страховой случай не указаны, в законопроекте устанавливаются лишь требования к страховой выплате, которая должна обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Комитет по собственности полагает недостаточным указание столь общих требований к страхованию и считает необходимым конкретизировать предмет страхования и страховой случай, которые являются существенными условиями договора страхования.
В законопроекте не решена проблема нормативного регулирования в соответствующей сфере деятельности, возникающая в связи с отменой лицензирования. В настоящее время в положениях о лицензировании конкретного вида деятельности установлены ряд требований и условий, обязательных для осуществления лицензируемой деятельности. В связи с тем, что с прекращением лицензирования такие положения утрачивают силу, представляется целесообразным законодательно предоставить соответствующим федеральным органом исполнительной власти полномочия по изданию необходимых нормативных правовых актов, регулирующих правила осуществления видов упомянутых видов деятельности.
Существенным недостатком законопроекта является отсутствие положений о введении одновременно с отменой лицензирования механизмов саморегулирования, предусматривающих обязательное членство в саморегулируемых организациях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области перевозочной деятельности, установление субсидиарной материальной ответственности саморегулируемых организаций за ущерб, нанесенный их членами потребителям услуг. В этом случае на саморегулируемые организации возможно было бы возложить установление стандартов предпринимательской деятельности, контроль за их соблюдением, а также качеством оказываемых услуг, вопросы допуска членов саморегулируемой организации к осуществлению определенных работ и услуг в рамках соответствующего вида деятельности, создание компенсационного фонда на случай нехватки средств у члена организации для возмещения нанесенного им ущерба третьим лицам.
Необходимо также отметить, что обязательное страхование гражданской ответственности направлено в первую очередь за обеспечение возмещения ущерба потребителю услуг в случае, когда такой ущерб уже был нанесен в результате ненадлежащих действий (бездействия) юридического лица или индивидуального предпринимателя, в то время как целью саморегулирования является предотвращение самого факта ущерба за счет постоянного контроля за качеством услуг, оказываемых членами саморегулируемых организации.
В этой связи Комитет по собственности считает, что отмена лицензирования и введение саморегулирования в увязке с такими механизмами обеспечения материальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности как обязательное страхование гражданской ответственности и формирование компенсационного фонда позволит существенно повысить эффективность регулирования в соответствующих сферах экономической деятельности, а также безопасность ее осуществления.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости доработки в аспекте настоящего заключения в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.