Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике и предпринимательству
на проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Внесенный законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" и предусматривает замену института лицензирования двух групп деятельности (перевозки и почтовая связь) обязательным страхованием гражданской ответственности, в частности, предполагается ввести обязательное страхование перевозок внутренним водным транспортом грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, перевозок морским транспортом грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом и оказания услуг почтовой связи.
Предполагается, что замена лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности будет обусловлена соблюдением установленных требований, предусматривающих наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, при безусловном сохранении установленных и осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации форм государственного контроля в данных видах деятельности. Законопроект направлен на обеспечение гарантии возмещения ущерба третьим лицам за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров при нарушении требований законодательства Российской Федерации в указанных сферах деятельности.
Законопроектом предлагается ввести в специальные законодательные акты нормы, регламентирующие порядок обязательного страхования гражданской ответственности, в частности, в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Также вносятся изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которыми вводятся нормы, предусматривающие отмену лицензирования рассматриваемых видов деятельности. Законопроектом упрощается порядок продления лицензии, для чего в закон вводится норма о применении упрощенного порядка продления действия лицензии в случае, если за время действия лицензии не были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, также предусматривается возможность бессрочного действия лицензии.
Предусматривается формирование и ведение реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные виды деятельности, определяются требования к договору страхования, срокам их действия и порядку возмещения вреда.
Реализация законопроекта будет способствовать снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в рассматриваемых сферах деятельности, приведет к развитию конкуренции на рынке, повышению ответственности и правосознания субъектов предпринимательской деятельности.
Концептуально поддерживая законопроект, Комитет обращает внимание на имеющиеся недостатки.
Представляется, что положения, регулирующие условия осуществления рассматриваемых в рамках данного законопроекта отдельных видов деятельности, должны содержать единообразные правовые подходы и требования, закрепляющие существенные условия договоров страхования в указанных видах деятельности. Так, в случае осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи предмет договора страхования и страховой случай определен, а в отношении осуществления деятельности по перевозкам такие положения отсутствуют.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 6 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Следует отметить, что данным пунктом установлено, что "в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам". Этим же пунктом приводится перечень видов деятельности, для которых предусматривается возможность упрощенного лицензирования, который шире перечня видов деятельности, отраженного в законопроекте. Таким образом, лицензирование, которое в настоящее время осуществляться в упрощенном порядке для этих видов деятельности, но не подпадающих под сферу регулирования данной законодательной инициативы, с принятием законопроекта усложниться.
Рядом статьей законопроекта в качестве требований, предъявляемых к страховщику по договору страхования, является членство в профессиональном объединении страховых организаций, осуществляющих страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. Вместе с этим, данное требование может быть реализовано только после определения принципов образования, задач и целей деятельности таких объединений в данном либо в специальном законодательном акте.
Статьей 2 законопроекта предусмотрен различный срок вступления в силу положений законопроекта. Так, предполагается вступление в силу закона с 1 июля 2009 года, за исключением ч. 1 ст. 1, которой вносятся изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и вступает в силу со дня официального опубликования закона. Целесообразно установить единый срок вступления в силу закона, т.к. с момента официального опубликования закона и до 1 июля 2009 года, к примеру, перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом не будет подлежать ни лицензированию, ни страхованию, что недопустимо.
Учитывая изложенное, Комитета по экономической политике и предпринимательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности".
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.