Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
(пятого созыва)
по проекту федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается отменить лицензирование таких видов деятельности, как перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, внеся соответствующие изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Одновременно предлагается внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, федеральные законы "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О почтовой связи", "О связи", прописав в них требования к обязательному страхованию гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при осуществлении указанных видов деятельности.
Пунктом "б" части 1 статьи 1 проекта предлагается признать утратившим силу пункт 6 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", который предусматривает возможность упрощенного лицензирования перечисленных в нем видов деятельности, перечень которых гораздо шире, чем перечень видов деятельности, которые проектом предлагается исключить из подлежащих лицензированию. В результате лицензирование ряда видов деятельности, которое в настоящее время может осуществляться в упрощенном порядке, с принятием законопроекта будет усложнено. Полагаем, что такой подход в целом не отвечает концепции и задачам законопроекта, который направлен на ликвидацию административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем указанное положение нуждается в дополнительном обсуждении.
Как было отмечено, проектом предлагается заменить лицензирование отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности. Согласно пункту 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным законом, вводящим обязательное страхование, должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм. Вместе с тем в частях 2, 3, 5 статьи 1 законопроекта объекты страхования и страховые риски сформулированы недостаточно четко либо не определены вовсе, при ознакомлении с содержанием перечисленных частей не возникает однозначного и определенного понимания того, какой вид ответственности (договорная или деликтная) страхуется. При этом в части 4 статьи 1 проекта предполагается страховать гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг почтовой связи, что, на наш взгляд, должно являться предметом добровольного, а не обязательного страхования.
Что касается минимальных размеров страховых сумм, то сам проект их не определяет, а делегирует это полномочие Правительству Российской Федерации без установления каких-либо критериев или направлений нормотворчества. Вместе с тем, неопределенность делегированных Правительству Российской Федерации полномочий уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и приводила к признанию отдельных норм ряда федеральных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации (см., например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 31 мая 2005 года).
Условием допуска страховщика к заключению соответствующих договоров страхования проект выдвигает требование к членству страховщика в профессиональных объединениях страховых организаций. Полагаем, что указанное положение нуждается в конкретизации, например, в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в частности, в определении принципов образования, задач и целей деятельности таких объединений.
Ряд положений проекта носит избыточный или декларативный характер, как, например, утверждение о том, что страховая выплата по договору страхования должна обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Содержащееся в проекте положение о том, что требование о выплате страхового возмещения по договору страхования должно быть предъявлено потерпевшими в течение срока исковой давности, не соответствует статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом (т.е. может быть предъявлено) независимо от истечения срока исковой давности, но если сторона в споре заявит об истечении срока исковой давности, то это является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 2 проектируемые нормы вступают в силу с 1 июля 2009 года, за исключением части 1 статьи 1, которая вносит изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и вступает в силу со дня официального опубликования закона. Таким образом, с момента официального опубликования закона и до 1 июля 2009 года перевозки грузов морским и внутренним водным транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте и в морских портах, а также деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом не будет подлежать ни лицензированию, ни страхованию, что может привести к нарушению прав и законных интересов контрагентов субъектов, осуществляющих вышеперечисленные виды деятельности. Кроме того, реальность вступления иных норм законопроекта с 1 июля 2009 года вызывает сомнение с учетом содержащихся в проекте норм, предписывающих Правительству Российской Федерации разработать ряд нормативных правовых актов. Полагаем, что положения статьи 2 проекта также нуждаются в дополнительном обсуждении и доработке.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 92982-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности" при условии его существенной доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.