Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63927-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект закона направлен на обеспечение преемственности в правовом регулировании вопросов использования земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей.
1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".
Указанным Законом внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 июля 2011 года, образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей осуществлялось на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование были вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством в собственность субъектов Российской Федерации могли поступить земельные участки, сформированные из невостребованных земельных долей. В частности, в государственную собственность Красноярского края поступило таких земельных участков в количестве 23997 общей площадью 855000 га, часть из них (1042 участка) передана в муниципальную собственность.
С 1 июля 2011 года пунктом 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. Пунктом 5.1 статьи 10, пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ установлено право сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих земельный участок, находящийся в долевой собственности, на преимущественную покупку (аренду) земельной доли (земельного участка), сформированной из невостребованных земельных долей, поступивших в муниципальную собственность. Однако для аналогичных земельных участков, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством были сформированы из невостребованных земельных долей и поступили в государственную собственность субъектов Российской Федерации, подобного права преимущественной покупки или передачи в аренду без торгов для обрабатывающих организаций не установлено. В результате такие земельные участки реализуются на основании пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ в собственность (аренду) на торгах (конкурсах, аукционах), а сельскохозяйственные организации, которые долгое время осуществляли сельскохозяйственное производство на таких земельных участках, лишаются возможности их использования. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в силу части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно Правилам организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808, победителем торгов признается участник, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы.
Таким образом, в отношении земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей, но находящихся в муниципальной собственности или в государственной собственности субъектов Российской Федерации, действует разный порядок их предоставления. В одном случае без торгов и по цене не более 15 процентов их кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента их кадастровой стоимости. В другом случае - на торгах. Однако такая разница вызвана только разным правовым регулированием в разные периоды времени, ничем не обоснована, не соответствует принципу, указанному в подпункте 4 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", о преимущественном праве других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.
В Законодательное Собрание Красноярского края поступают обращения сельскохозяйственных товаропроизводителей края, которые используют земельные участки, находящиеся в государственной собственности Красноярского края и выделенные в счет невостребованных земельных долей, о необходимости правового регулирования, которое обеспечит им преимущественное право на получение таких земельных участков в собственность или аренду (без проведения торгов).
Полагаем, что по названным земельным участкам должно быть аналогично установлено право преимущественной покупки (аренды) для использующих их сельскохозяйственных организаций, фермеров без торгов.
Предлагаемым законопроектом предусматривается, что земельные участки, ранее сформированные из невостребованных земельных долей и поступившие в государственную собственность субъектов Российской Федерации либо в последующем переданные из государственной собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, предоставляются обрабатывающим их организациям, фермерам на тех же условиях, что и земельные участки, поступившие после 1 июля 2011 года в муниципальную собственность, сформированные из невостребованных земельных долей, то есть без торгов и по цене не более 15 процентов их кадастровой стоимости, а арендная плата устанавливается в размере 0,3 процента их кадастровой стоимости.
Учитывая, что увеличения количества земельных участков в государственной собственности субъектов Российской Федерации не предполагается, полагаем правильным дополнение Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" специальной статьей 19.2 в его главе IV о переходных и заключительных положениях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.