Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 66360-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения налога на объекты роскоши)
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации наблюдается высокий уровень социального неравенства, нищеты населения, когда доходы ниже 25 000 рублей в месяц, (при средней заработной плате по стране в 2011 году 23 527 рублей) получают 77,3% граждан, из которых 54% имеют доходы ниже 15 000 рублей, в связи с чем перераспределение богатства является необходимой мерой. Одним из элементов такого перераспределения служит налог на объекты роскоши, введение которого предусматривается настоящим законопроектом. Налог на объекты роскоши является федеральным налогом и зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши.
Отдельно в законопроекте поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши: инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, лауреаты государственных премий Российской Федерации, лауреаты Нобелевской премии.
Под налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши понимается недвижимое имущество и автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда, отвечающие следующим требованиям:
1. по жилой недвижимости и земельным участкам:
- расположенные на территории Российской Федерации на праве собственности стоимостью от 30 млн. рублей жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство, объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;
2. по другому имуществу:
- приобретенные на территории Российской Федерации или зарегистрированные в установленном порядке на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
В части 2 статьи 333.44 поименовано имущество, не являющееся объектом налогообложения по налогу на объекты роскоши. Таким признаётся:
- имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
- земли сельскохозяйственного назначения,
- недвижимое имущество и земельные участки, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления основного вида деятельности,
- транспортные средства, морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- сельскохозяйственная и строительная техника;
- имущество аварийных, медицинских и пожарных служб.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Рыночные цены по жилой недвижимости и земельным участкам определяются на основе метода массовой оценки, принципы которой регламентированы в статье 333.46 предлагаемого законопроекта. Рыночные цены по другому имуществу, являющемуся объектом налогообложения, определяются с учётом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полномочия по:
- проведению массовой оценки недвижимого имущества и земельных участков, являющихся объектом налогообложения налога на объекты роскоши;
- созданию реестра указанного имущества;
- ежегодной переоценке имущества, указанного в реестре и дополнении его новыми объектами;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, полномочия по
- созданию реестра сведений о регистрации транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов, являющихся объектом налогообложения налогом на объекты роскоши;
- передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается наделить орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по:
- разработке формы реестра объектов налогообложения налогом на объекты роскоши;
- расчету налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика;
- расчету величины налога на объекты роскоши;
- направлению налогового уведомления налогоплательщикам.
Налоговым периодом по налогу на объекты роскоши признается календарный год. В отношении транспортных средств, морских, речных и воздушных судов налог на объекты роскоши уплачивается один раз при приобретении права собственности. В отношении жилой недвижимости и земельных участков, являющихся объектом налогообложения, налог на объекты роскоши уплачивается ежегодно.
Законопроектом устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них), объектов незавершенного строительства вместе с земельным участком:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей От 100 млн. рублей до 150 млн. руб. Свыше 150 млн. руб. |
0,3 процента 0,6 процента 1 процент 5 процентов |
Для физических лиц, у которых находилось на праве собственности (либо на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или было передано ему по безвозмездному договору аренды) в период до 1991 года имущество, указанное в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 законопроекта, и если такое физическое лицо приватизировало указанное имущество, предлагается установить следующие ставки налога в процентах от стоимости:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 30 млн. рублей до 150 млн. руб. Свыше 150 млн. руб. |
0 процентов 0,3 процента |
Законопроектом устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости транспортных средств, морских, речных и воздушных судов:
Стоимость объекта налогообложения |
Ставка налога |
От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей Свыше 60 млн. рублей |
1 процент 3 процента 5 процентов 7 процентов |
Статьей 333.49 предлагаемого законопроекта определяются особенности исчисления налога на объекты роскоши при переходе прав собственности, при уничтожении (утраты) имущества.
Налог на объекты роскоши предлагается ввести в действие с 1 января 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.