Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 8 октября 2010 года N 274-ФЗ внесены изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон), согласно которым социальные выплаты вынужденным переселенцам осуществляются только для приобретения жилых помещений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 274-ФЗ следует читать как "16 октября 2010 года"
В результате внесения этих изменений норма подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона существенно ограничивает право вынужденных переселенцев на выбор вариантов жилищного обустройства, сведя его к тому, что государственную поддержку они могут получить только для приобретения жилья и соответственно исключает для них возможность строительства жилья на принадлежащих или предоставляемых им земельных участках. В ранее действовавшей редакции Закона предусматривалось, что вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии предоставляются на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, такое ограничение прав вынужденных переселенцев является неоправданным как с правовой, так и с экономической точек зрения.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 г. N 15-П сформулирована правовая позиция о том, что правовое государство не может признаваться таковым, если оно не обеспечивает эффективное восстановление нарушенных прав граждан, а на Российской Федерации лежит конституционная обязанность обеспечить вынужденным переселенцам условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера. Соответственно такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства. Следовательно, федеральный законодатель не может снижать установленный уровень гарантий для восстановления жилищных прав вынужденных переселенцев.
Статья 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право вынужденных переселенцев на получение государственной поддержки для восстановления нарушенных жилищных прав на жилье является производным от права на жилище, гарантированного ст. 25 Конституции РФ, а потому подлежит такой же правовой защите. Исходя из этого и положений частей 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничение права вынужденных переселенцев на получение государственной помощи в виде социальных выплат исключительно на приобретение жилых помещений является неправомерным.
Кроме того, вследствие внесения названных изменений положения ст. 7 Закона имеют внутренние противоречия и не соответствуют критериям определенности и недвусмысленности правовых норм. Так, подпунктом 3 пункта 1 данной статьи установлено, что вынужденному переселенцу оказывается помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке, а в силу подпункта 5 пункта 1 государственные органы оказывают содействие вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений. При этом, подпункт 4 пункта 1 ст. 7 Закона допускает осуществление социальных выплат только на приобретение жилья.
Помимо изложенного, в результате применения данной нормы Закона в новой редакции будут существенно нарушены права вынужденных переселенцев из Пригородного района РСО-А, так как согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года N 274, в порядке, установленном этим Положением, государственная поддержка оказывается, в том числе для строительства жилья, включая разработку проектной и сметной документации. Значительная часть этой категории вынужденных переселенцев еще не получила государственную помощь и вследствие вышеуказанного изменения правового регулирования будут поставлены в неравные условия по сравнению с теми, кто получил соответствующие средства на строительство жилья. Между тем, согласно ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство всех перед законом и судом.
Исходя из вышеизложенного, предлагаемый законопроект предусматривает дополнение подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Закона словами "либо на их строительство", что позволит осуществлять социальные выплаты вынужденным переселенцам не только на приобретение, но и на строительство жилья.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.