Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63363-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения правового пробела, выраженного в неоднозначном понимании положений статьей 55.6, 55.7, 55.8, 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), устанавливающих порядок обжалования решений саморегулируемой организации.
В силу статей 55.6, 55.7, 55.8, 55.15 ГрК РФ саморегулируемая организация при осуществлении своей деятельности может принимать следующие решения:
- о приеме в члены саморегулируемой организации;
- об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации;
- об исключении из членов саморегулируемой организации;
- о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске к работам);
- об отказе в выдаче свидетельства о допуске к работам;
- об отказе во внесении изменений в свидетельство о допуске к работам;
- о прекращении действия свидетельства о допуске к работам;
- о приостановлении действия свидетельства о допуске к работам;
- об отказе в возобновлении действия свидетельства о допуске к работам;
- о применении меры дисциплинарного воздействия в отношении своего члена.
В соответствии с положениями перечисленных статей ГрК РФ указанные решения саморегулируемой организации могут быть обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд.
При этом срок подачи искового заявления в суд на обжалование решения саморегулируемой организации законодательно не определен. Кроме того, в положениях статей 55.6, 55.7, 55.8 отсутствует указание на ту категорию лиц, которые имеют право на инициирование арбитражного судопроизводства.
Как показывает практика, отсутствие законодательно установленного срока для подачи искового заявления в суд препятствует своевременному рассмотрению судебных дел. С введением института саморегулирования в сфере строительной деятельности неоднократно при подаче в суд иска на обжалование решения саморегулируемой организации возникали спорные ситуации, связанные с определением позиции суда. Время, затраченное на разрешение спорной ситуации, влияет на сроки арбитражного судопроизводства.
Так, порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, определен статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Указанные нормы АПК РФ применимы только в отношении субъектов публичной власти, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
Особенности формирования и деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства определены ГрК РФ. Согласно ГрК РФ саморегулируемые организации наделены полномочиями публичного права в части формирования саморегулируемых организаций, разработки, утверждения правил и норм ведения бизнеса в сфере строительства, а также контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации установленных требований. Таким образом, саморегулируемые организации в сфере строительства обладают властными полномочиями только в отношении своих членов и не могут осуществлять даже ограниченное государственное регулирование отдельных вопросов при осуществлении своей деятельности. Поэтому их нельзя отнести к субъектам публичной власти.
Согласно отсылочной норме, указанной в части 4 статьи 198 АПК РФ, правила производства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов основаны не только на нормах АПК РФ, но и на нормах, содержащихся в иных федеральных законах.
Так, положением статьи 24.4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлены особые правила обжалования решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков. Согласно установленным правилам решение коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков может быть обжаловано лицом, исключенным из членов саморегулируемой организации оценщиков, в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.
В связи с изложенным, учитывая жесткие условия конкуренции на строительно-инвестиционном рынке, существенное влияние временного фактора не только на сроки проведения судебного разбирательства, но и эффективность реализации строительных подрядов в условиях рыночной (кризисной) экономики, законопроектом предлагается конкретизировать нормы статей 55.6, 55.7, 55.8, 55.15 ГрК РФ, устанавливающих условия обжалования решений саморегулируемой организации. Определение процессуального срока обжалования решения саморегулируемой организации, а также уточнение категории лиц, осуществляющих обжалование решений саморегулируемой организации в арбитражный суд, будет только способствовать повышению эффективности защиты нарушенных прав и законных интересов юридических и физических лиц, предоставляющих услуги в сфере строительной деятельности.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат из средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Председатель областной Думы |
В.И. Ефремов |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.