Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 61844-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Создание эффективного механизма парламентского контроля требует совершенствования правового порядка взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации с важнейшим инструментом финансово-бюджетного контроля - Счетной палатой Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 4-ФЗ от 11 января 1995 года "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата России является постоянно действующим органом финансового контроля, создаваемым Федеральным Собранием Российской Федерации.
В целях принятия оперативных мер по результатам проводимых проверок, а также повышения эффективности финансового контроля законопроектом предлагается в рамках проведения "правительственных часов" в палатах Федерального Собрания Российской Федерации установить возможность заслушивания информации Счетной палаты Российской Федерации.
В этой связи проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной Палате Российской Федерации" и в Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". Материалы проверок или ревизий Счетной палаты РФ подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы. По результатам рассмотрения представленных материалов комитеты могут инициировать перед палатой вопрос о начале парламентского расследования по выявленным Счетной палатой Российской Федерации фактам нарушений. С этой целью проектом вносятся изменения в статьи 4 и 7 Федерального закона N 196-ФЗ от 27 декабря 2005 года "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации".
Действующим законодательством устанавливается обязанность Счетной палаты РФ в случаях выявления при проведении проверки или ревизии фактов хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений, направлять материалы в правоохранительные органы для принятия решений. Предлагается дополнительно к этому установить, что копии указанных материалов должны незамедлительно направляться в Федеральное Собрание Российской Федерации, а решения, принимаемые правоохранительными органами, обязательно сообщаться Председателю Счетной палаты и Федеральному Собранию.
В рамках усиления парламентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти предлагается предусмотреть ежегодное заслушивание информации (отчета) министра, иных должностных лиц на заседании профильного комитета Государственной Думы в рамках рассмотрения федеральных законов о бюджете и об исполнении бюджетов. Указанный отчет должен также сопровождаться информацией Счетной палаты.
С целью создания механизма эффективного парламентского контроля в финансово-бюджетной сфере предлагаются также изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В целях обеспечения полноты парламентского контроля за бюджетным процессом предлагается установить обязанность Правительства Российской Федерации по предоставлению годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ и информации о кассовых расходах федерального бюджета на реализацию государственных программ при внесении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу и при представлении годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думе.
Также предлагается предоставить право Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований обращаться соответственно в Правительство Российской Федерации, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в администрацию муниципального образования с предложениями о корректировке долгосрочных целевых программ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования парламентского контроля в Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.