Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации".
Досье на проект федерального закона
Парламентский контроль является неотъемлемой частью обеспечения народного представительства. Парламентский контроль присущ как государствам, чей высокий уровень обеспечения прав человека, эффективности государственного управления и экономического развития признан мировым сообществом, так и государствам, находящимся на пути реформ и развития политической системы. Институт парламентского контроля включён и в правовые системы ряда стран СНГ - государств, являющихся стратегическими партнёрами России, что позволяет сделать вывод о том, что институт парламентского контроля является общеправовым элементом.
В деятельности Федерального Собрания механизм парламентского контроля де-факто и де-юре уже стал формироваться. Вошли в практику, но не всегда осознаются в качестве элементов парламентского контроля, такие виды деятельность Федерального Собрания, как дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; формирование Счётной палаты Федерального Собрания; правительственный час, депутатские запросы, назначение членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, членов совета директоров Центрального Банка России и ряд других.
Институт парламентского контроля не является статичным элементом правовой системы Российской Федерации, он постоянно развивается. Так, например, в 2005 году был принят Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", а в конце 2008 года в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки, касающиеся заслушивания Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Значительный опыт правового регулирования института парламентского контроля накоплен и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в более чем 19 субъектах Российской Федерации уже приняты законы субъектов Российской Федерации о парламентском контроле или об отдельных его формах и видах.
Анализ проблемных вопросов правовых основ парламентских расследований в Российской Федерации показывает необходимость перехода на качественно новый уровень - от фрагментарной тематики парламентских расследований к более обобщающему федеральному закону о парламентском контроле. Объективные предпосылки для принятия единого базового закона о парламентском контроле уже сложились.
Учитывая международный опыт и сформировавшуюся практику парламентского контроля в России, предлагается принять федеральный закон о парламентском контроле, который должен стать системообразующим и базовым для разрозненных в настоящее время форм парламентского контроля. Указанный федеральный закон призван укрепить существующий конституционный принцип разделения властей, который заключается в самостоятельности органов, относящихся к различным ветвям власти, их способности обеспечить механизм сдержек и противовесов. Реализуя конституционную норму о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий власть непосредственно или через своих представителей, проектом предлагается четкое определение и расширение контрольных функций представительных органов государственной власти разных уровней, а также представительных органов муниципальных образований. Закон должен давать четкое определение понятия парламентского контроля, который является одной из функций государственного управления и представляет собой комплекс правовых и организационных мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также контроль, осуществляемый представительными органами муниципальных образований.
Предлагается следующая структура федерального закона: основы парламентского контроля в Российской Федерации; отдельные формы парламентского контроля; планирование и осуществление мероприятий парламентского контроля.
В главе "Основы парламентского контроля в Российской Федерации" законопроектом предлагается определить цели парламентского контроля, принципы осуществления парламентского контроля, а также субъекты, осуществляющие парламентский контроль. Законопроектом предлагается установить единую систему парламентского контроля и включить в нее в качестве составных частей деятельность палат Федерального Собрания Российской Федерации, деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и деятельность представительных органов муниципальных образований. Таким образом, в проекте получает дальнейшее развитие новации, введенные Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", которым, по сути, была выстроена единая система и обеспечено взаимодействие контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 6 проекта перечисляются формы парламентского контроля, сложившиеся в действующем законодательстве и вводится ряд новых форм.
Особое внимание в проекте предлагается уделить процедуре антикоррупционной экспертизы принимаемых проектов федеральных законов. А именно, предлагается расширить перечень проектов федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу и установить обязательность включения в официальный отзыв (заключение) Правительства Российской Федерации раздела, который бы содержал результаты антикоррупционной экспертизы.
В целях обеспечения единообразного применения и исключения возможности злоупотреблений и возникновения коррупционных норм предлагается расширить парламентский контроль за нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации. В настоящее время парламентский контроль в этой сфере ограничивается лишь представлением информации о разработке подзаконных нормативных актов и только в отношении федеральных законов, предусматривающих основания, и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки. Предлагается установить в законе процедуру направления письменного отчета профильного министра о принятых подзаконных нормативных актах по истечению трехмесячного срока с момента опубликования федерального закона, прямо предусматривающего принятие подзаконных нормативных актов.
Глава 2 проекта детально регламентирует порядок осуществления новых форм парламентского контроля, ранее не известных российскому законодательству.
Одной из новых форм парламентского контроля, предлагаемых законопроектом, является включение в состав правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий, представителей Федерального Собрания Российской Федерации.
В настоящее время, представители Федерального Собрания Российской Федерации включены в состав наблюдательных советов ряда организаций, создаваемых Российской Федерации на основании федеральных законов. К таким, например, относятся Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная компания "Российские автомобильные дороги". По своей сути, деятельность указанных представителей являет собой одну из форм парламентского контроля. Предлагается установить процедуру ежегодного отчета о деятельности указанных представителей на заседаниях профильных комитетов Федерального Собрания Российской Федерации, а также процедуру отзыва и замены указанных представителей.
Главой 3 проекта предлагается определить порядок планирования и осуществления постоянного (текущего) федерального парламентского контроля.
Принятие закона о парламентском контроле объективно повысит роль и значение Федерального Собрания Российской Федерации, как в системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны, а само формирование института парламентского контроля становится важным условием дальнейшего развития не только российского парламентаризма, но и российской государственности в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О парламентском контроле в Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О парламентском контроле в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О парламентском контроле в Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, признания утратившими силу, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.