Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 62015-6 "О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний"
Досье на проект федерального закона
За последние два десятилетия на международном рынке услуг произошло значительное увеличение числа частных военных компаний, так как окончание "холодной" войны привело к резкому сокращению численности армий большинства стран. Только в 90-х годах армии мира сократились более чем на 6 миллионов человек. В частный сектор переходили целые воинские части.
Спрос на "военно-силовые услуги" породил и необходимость наличия специальных частных военных и охранных компаний для выполнения задач в иностранных государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью подготовки и обучения иностранных военнослужащих в том числе и в учебных заведениях, разминированием территории, строительством и охраной военных объектов, государственных учреждений, высших должностных лиц и учреждений, исполняющих наказания, организацией и проведением войсковых учений, участием в стратегическом планировании, сборе информации, оказанием помощи в экспорте продукции военного назначения, имущества и снаряжения.
Отдельные государства, остро нуждающиеся в достижении национальных целей в обход системы международного права, а также государства, где режим поддерживается внесистемными методами, стали привлекать частные военные компании (далее - также ЧВК), из других государств, выходящих за рамки частных охранных компаний, которые могли бы выполнять более широкий спектр военных услуг: от подготовки и обучения военнослужащих до участия в проведении войсковых операций. Они также стали участниками рынка по содействию экспорта продукции военного назначения, имущества и снаряжения.
Как показывает мировая практика, осознание неизбежности использования частных военных компаний стало широким их применением и может изменить сам способ ведения или предотвращение вооруженных конфликтов малой интенсивности. В то же время, в случае использования потенциала ЧВК, увеличивается возможность ООН в мирном разрешении военных конфликтов.
Общее количество частных военных компаний стало составлять несколько сотен при совокупной численности сотрудников более 5 миллионов человек и ЧВК осуществляют деятельность более чем в 110 странах мира.
По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям большинство военных услуг ЧВК до 2010 года выполнялись в Ираке, Афганистане, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Колумбии и других государствах.
В 2011-2012 годах произошло резкое увеличение участия частных военных компаний (США, Великобритания, Израиль, ЮАР, Бельгия и т.д.) в иностранных государствах, при этом функции частных военных компаний расширились за счет выполнения ими охранных функций военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств. Прогнозируется, что ежегодный объем услуг, представляемых частными военными и охранными компаниями с 200 миллиардов долларов США в 2010 году возрастет до 350 миллиардов долларов США в 2012 году.
Негосударственные субъекты (частные военные компании), использующие силовые методы военного участия в иностранных государствах, из-за их анонимности, невидимости и "вездесущности" не выдвигают каких-либо конкретных социальных, политических или экономических требований, выполнение которых со стороны национальных государств может стать условием для отказа от их использования.
Наличие ЧВК и их участие в иностранных государствах позволяет от имени государства не вмешиваться в дела суверенных государств в таких сферах, как военное строительство и военно-техническое сотрудничество.
В последние годы в России произошло резкое сокращение Вооруженных Сил и из армии освободились сотни тысяч высококвалифицированных специалистов военного дела. На момент распада СССР в 1991 году численность армии составляла более 3 миллионов человек, а в настоящее время - менее 1 миллиона человек и продолжается дальнейшее сокращение Вооруженных Сил, военных учебных заведений и отдельных специальностей (медицина, финансы и т.д.). Если уволенным военным специалистам не найти подходящего места для применения сил и способностей, то они могут пополнить ряды организованной преступности. Часть бывших военнослужащих после выполнения программы переподготовки находит себе место в народном хозяйстве, но эта часть не значительна. ЧВК могут служить способом трудоустройства бывших военнослужащих, которые прошли через локальные войны на территории СНГ и Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект направлен на установление правовых норм государственного регулирования создания и деятельности частных военных компаний.
Предлагается в законопроект включить 7 глав: "Общие положения", "Создание, реорганизация и ликвидация частных военных компаний", "Деятельность частной военной компании", "Управление частной военной компанией", "Государственная поддержка частных военных компаний", "Контроль за деятельностью частных военных компаний" и "Заключительные положения".
Предлагается в статье 1 "Основные понятии" дать понятие о частной военной компании, военных услугах и государственном регулировании деятельности частных военных компаний.
В статье 3 "Цели создания частных военных компаний" законопроектом определено, что главными целями создания частных военных компаний являются создание рынка военных услуг, расширение системы экспорта российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения, как основы обновления продукции военного назначения, имущества и снаряжения в иностранных государствах и создание выгодных экономических условий иностранным юридическим лицам для вложения средств в приобретение российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения.
Глава II "Создание, реорганизация и ликвидация частных военных компаний" включает 12 статей, которые регулируют правовые нормы государственной регистрации ЧВК, перечень и требования к оформлению учредительных документов, реорганизации и ликвидации ЧВК, порядок внесения изменений в учредительные документы и отказ в государственной регистрации ЧВК.
Глава III "Деятельность частной военной компании" включает четыре статьи, которые устанавливают виды деятельности, предусмотренные учредительными документами, но могут устанавливаться и ограничения в деятельности. ЧВК может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такой деятельностью признается приносящая прибыль создание выгодных экономических условий иностранными юридическими лицам в приобретении ими российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения, а также в предоставлении других военных услуг, отвечающих целям создания частной военной компании.
Частная военная компания может иметь российскую продукцию военного назначения, имущество и снаряжения, переданных частной военной компании решением Правительства Российской Федерации в оперативное управление, для ее последующей реализации иностранным юридическим лицам в иностранных государствах.
Статьи 20 и 21 предусматривают порядок страхования сотрудников частных военных компаний при выполнении ими военных услуг в иностранных государствах при наступлении страхового случая (заболевания сотрудника, несчастного случая или иного случая).
Глава IV. "Управление частной военной компанией" включает 3 статьи, которые регулируют структуру, компетенцию, порядок формирования и срок полномочий органов управления частными военными компаниями, порядок принятия ими решений от имени частной военной компании.
Глава V. "Государственная поддержка частных военных компаний" включает 4 статьи. Статья 25 "Государственная поддержка деятельности частных военных компаний" предусматривает, что государственная поддержка деятельности ЧВК осуществляется путем предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании деятельности частных военных компаний и предоставления, в том числе на лизинговой основе, в установленном законом порядке налоговых льгот ЧВК, приобретающим для экспорта российскую продукцию военного назначения, им имущество и снаряжение в иностранные государства.
Финансирование деятельности ЧВК должно осуществляться за счет внебюджетного финансирования. Источниками финансовой деятельности частных военных компаний являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), добровольные имущественные взносы и пожертвования, выручка от реализации российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения, выполненных работ и оказания иных военных услуг в иностранных государствах.
В основном к полномочиям Правительства Российской Федерации, предусмотренными в статье 27 законопроекта предусмотрено определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих вопросы создания, деятельности и контроля за деятельностью частных военных компаний, участием в реализации договоров частных военных компаний с иностранными юридическими лицами, связанных с экспортом российской продукции военного назначения, имущества и снаряжения, а также государственным регулированием внутреннего и внешнего ценообразования на российскую продукцию военного назначения, имущества и снаряжения при их экспорте.
Глава VI. "Контроль за деятельностью частных военных компаний" предусматривает, что ЧВК должны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами частной военной компании.
11 апреля 2012 года во время выступления Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по Отчету о деятельности Правительства Российской Федерации за 2011 год на вопрос о том, что частные военные компании охраняют иностранное имущество, тренируют иностранный персонал, охраняют объекты инфраструктуры и оказывают огромное количество услуг в Ираке отметил, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства и над этим необходимо подумать и рассмотреть.
Принятие проекта федерального закона предусматривает возможность установления налоговых льгот российским и иностранным инвесторам, а также налоговых льгот ЧВК, приобретающим для экспорта российскую военную продукцию, имущество и снаряжение. Принятие законопроекта не потребует дополнительное увеличение численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию, которые будут осуществлять вопросы создания, деятельности и контроля за деятельностью ЧВК.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний"
Законопроект не предусматривает дополнительных финансовых расходов за счет средств федерального бюджета, не предусматривает выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний"
В случае принятия проекта федерального закона "О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний" не потребуется внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.