Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 144. О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
Внести в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6076, 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3604) следующие изменения:
1) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
"Статья 6.1. Права и обязанности саморегулируемых организаций по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности
1. Уставом саморегулируемой организации может быть предусмотрено осуществление этой организации в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности. Сведения об осуществлении саморегулируемой организацией в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности подлежат внесению в государственный реестр саморегулируемых организаций. В случае, если саморегулируемая организация в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляет в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и(или) требований в области промышленной безопасности, особенности осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением членами таких саморегулируемых требований технических регламентов устанавливается федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
2. Саморегулируемая организация обязана осуществлять в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами и стандартами саморегулируемой организации в случаях, если:
1) федеральным законом предусмотрено обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации для осуществления определенного вида (видов) предпринимательской деятельности;
2) создания саморегулируемой организации, членами которой являются субъекты предпринимательской деятельности, доля которых на рынке товаров, работ или услуг соответствующего вида (видов) составляет более семидесяти пяти процентов;
3) национальное объединение саморегулируемых организаций, объединяющее саморегулируемые организации, составляющие более половины от общего числа саморегулируемых организаций, и объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих предпринимательскую деятельность определенного вида или видов, доля которых на рынке товаров, работ или услуг соответствующего вида (видов) составляет более пятидесяти процентов, утвердило федеральные стандарты, предусматривающие осуществление саморегулируемыми организациями функций контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности.
3. Саморегулируемые организации, осуществляющие в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности, проводят аккредитацию организаций, проводящих в отношении членов таких саморегулируемых организаций экспертизу промышленной безопасности объектов, документации и устройств, предусмотренную частью 1 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". При проведении экспертизы промышленной безопасности объектов, документации и устройств, проводимой организациями, аккредитованными такими саморегулируемыми организациями, положения пунктов 2-5 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не применяются. Порядок проведения аккредитации организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности объектов, документации и устройств, которая осуществляется саморегулируемыми организациями, устанавливается Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и принятым в соответствии с ним правилами и стандартами саморегулируемой организации.
4. Саморегулируемая организация, осуществляющая в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности вправе:
1) разрабатывать и утверждать правила и стандарты, обязательные для исполнения членами саморегулирующей организации, устанавливающие порядок выполнения ими требований технических регламентов и требований в области промышленной безопасности;
2) применять в отношении членов саморегулируемой организации, предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
3) требовать от своих членов предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
4) осуществлять мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, в порядке, установленном соответствующими техническими регламентами;
5) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
6) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;
7) рассматривать информацию изготовителей и иных лиц, которым стало известно о несоответствии продукции, связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов;
8) принимать в порядке установленном федеральными законами меры в целях недопущения причинения вреда;
9) осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
10) выдавать членам саморегулируемой организации обязательное для исполнения предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоблюдением требований технического регламента, согласовывать разработанную таким членом саморегулируемой организации программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и осуществлять контроль за ее выполнением;
11) выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
12) давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
13) давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
14) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, лиц, не выполняющих предписания саморегулируемой организации о разработке программы мероприятий, а также лиц не выполняющих или не надлежащим образом выполняющих такую программу, не выполняющих предписания а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
15) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
5. Саморегулируемая организация, осуществляющая в отношении своих членов функции государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности обязана:
1) разрабатывать и утверждать стандарты и правила саморегулирующей организации, устанавливающие обязательный для выполнения порядок выполнения ее членами требований технических регламентов и требований в области промышленной безопасности;
2) разрабатывать и утверждать правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований технических регламентов и требований в области промышленной безопасности;
3) утверждать требования к страховым организациям либо требования к договорам страхования членов саморегулируемой организации по страхованию гражданской ответственности;
4) проводить в ходе мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, промышленной безопасности, информировать о существующих технических регламентах;
5) соблюдать порядок осуществления мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и контролю (надзору) в области промышленной безопасности и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;
6) принимать на основании результатов мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и контролю (надзору) в области промышленной безопасности меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
7) направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона "О техническом регулировании";
8) осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.";
2) статью 6 дополнить частями 1.1-1.3 следующего содержания:
"1.1. Саморегулируемая организация в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, осуществляет в отношении своих членов функции контроля (надзора) за:
1) соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанных с требованиями технических регламентов к продукции;
2) соблюдением требований национальных стандартов, сводов правил, стандартов в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанных с требованиями технических регламентов к продукции и услуг, в случае, если саморегулируемая организация утвердила в качестве обязательного требования стандарта саморегулируемой организации применение членами саморегулируемой организации национальных стандартов, сводов правил и стандартов, либо в случае, если национальное объединение утвердило в качестве федерального стандарта обязательное применение членами саморегулирумых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, требований таких национальных стандартов, сводов правил, стандартов;
3) соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и нормативных документов в области промышленной безопасности в случае, если саморегулируемая организация утвердила в качестве обязательного требования стандарта саморегулируемой организации применение членами саморегулируемой организации таких нормативных документов, либо в случае, если национальное объединение утвердило в качестве федерального стандарта обязательное применение членами саморегулирумых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, требований таких нормативных документов;
4) соблюдением членами саморегулируемой организации обязательных требований по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и готовностью организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
1.2. Порядок осуществления саморегулируемыми организациями функций контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов членами саморегулируемых организаций, предусмотренных главой 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливается соответствующими техническими регламентами и принятыми в соответствии с ними правилами и стандартами таких саморегулируемых организаций.
1.3. Порядок осуществления саморегулируемыми организациями функций контроля (надзора) в области промышленной безопасности в отношении членов саморегулируемых организаций, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливается Правительством Российской Федерации и принятыми в соответствии с действующим законодательством правилами и стандартами таких саморегулируемых организаций.
3) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 16 следующего содержания:
"16) перечень технических регламентов и документов в области промышленной безопасности, за выполнением требований которых такая саморегулирумая организация осуществляет функции государственного контроля (надзора).";
4) статью 22 дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В случае выявления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, нарушений саморегулируемой организацией требований настоящего Федерального закона, требований других федеральных законов, указанный орган направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений. Такое предписание может быть оспорено саморегулируемой организацией в арбитражном суде. Невыполнение саморегулируемой организацией в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений является основанием для применения к саморегулируемой организации, должностным лицам саморегулируемой организации мер ответственности, предусмотренных федеральными законами.";
5) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:
"Статья 24.1. Национальные объединения саморегулируемых организаций
1. Саморегулируемые организации вправе создавать объединения саморегулируемых организаций и быть членами таких объединений.
2. Объединение саморегулируемых организаций, членами которой являются саморегулируемые организации, составляющие более половины от общего числа саморегулируемых организаций в определенном виде предпринимательской или профессиональной деятельности, вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций (далее - национальное объединение) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
3. Объединение саморегулируемых организаций приобретает статус национального объединения саморегулируемых организаций с даты внесения сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций.
4. Предусмотренные настоящей статьей функции национального объединения вправе осуществлять саморегулируемые организации, членами которых являются субъекты предпринимательской деятельности определенного вида, доля которых на рынке товаров, работ или услуг соответствующего вида (видов) составляет более пятидесяти процентов.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит сведения о национальном объединении саморегулируемых организаций в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение трех рабочих дней с даты представления в этот орган следующих документов:
1) заявление о внесении сведений о национальном объединении саморегулируемых организаций в государственный реестр саморегулируемых организаций с приложением решения общего собрания участников такого объединения об утверждении указанного заявления;
2) заверенные объединением саморегулируемых организаций копии учредительных документов такого объединения;
3) заверенные объединением саморегулируемых организаций копии заявлений всех членов этого объединения о вступлении в это объединение.
6. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает во внесении сведений о национальном объединении саморегулируемых организаций в государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, если:
1) некоммерческой организацией представлены не все документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи;
2) в единый государственный реестр саморегулируемых организаций включено иное национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствующем виде предпринимательской или профессиональной деятельности.
7. Статус национального объединения саморегулируемых организаций прекращается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти только в случае принятия судом или уполномоченным органом национального объединения саморегулируемых организаций решения о его ликвидации.
8. В национальном объединении саморегулируемых организаций образуется коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включаются представители саморегулируемых организаций - членов национального объединения саморегулируемых организаций, а также по одному представителю от органа по контролю (надзору) и регулирующего органа.
9. Независимые эксперты, представители научных, образовательных, общественных организаций, не являющиеся представителями саморегулируемых организаций, должны составлять не более чем двадцать пять процентов состава коллегиального органа управления национального объединения саморегулируемых организаций.
10. Саморегулируемой организации, включенной в государственный реестр саморегулируемых организаций, не может быть отказано в приеме в члены национального объединения саморегулируемых организаций, за исключением случаев, если такая саморегулируемая организация была исключена из числа участников национального объединения и с даты ее исключения прошло менее чем два года.
11. Национальное объединение саморегулируемых организаций вправе:
1) разрабатывать и утверждать федеральные стандарты;
2) участвовать в разработке национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, перечней национальных стандартов, сводов правил в в случаях, предусмотренных федеральными законами и в порядке, предусмотренном федеральным законом "О техническом регулировании";
3) в случаях, если федеральным законом предусмотрено обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации для осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, и такие саморегулируемые организации создали национальное объединение, создавать технические комитеты по стандартизации в порядке, установленном федеральным законом "О техническом регулировании";
4) в случаях, если федеральным законом предусмотрено обязательное членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации для осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, и такие саморегулируемые организации создали Национальное объединение саморегулируемых организаций, осуществлять аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, в порядке, установленном Федеральным законом "О техническом регулировании";
5) представлять интересы саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) защищать права и законные интересы саморегулируемых организаций, осуществляющих в отношении своих членов функции контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и (или) требований в области промышленной безопасности;
7) обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы саморегулируемых организаций;
8) привлекать к обсуждению правовых, экономических, социальных проблем деятельности арбитражных управляющих союзы, ассоциации, объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные организации;
9) формировать предложения о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности членов саморегулируемых организаций;
10) осуществлять обмен информацией и проводить совместные мероприятия с заинтересованными российскими юридическими лицами, международными организациями, иностранными организациями, иностранными учеными и специалистами;
11) направлять представителей для участия в работе ликвидационных комиссий саморегулируемых организаций, входящих в состав такого национального объединения;
12) осуществлять иные соответствующие целям своей деятельности полномочия.
12. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано:
1) устанавливать перечень обязательных сведений, вносимых саморегулируемыми организациями в реестр членов саморегулируемых организаций и порядок ведения этого реестра;
2) устанавливать порядок и периодичность сбора, обработки и хранения саморегулируемыми организациями информации о деятельности своих членов;
3) информировать орган по контролю (надзору) об изменении состава участников национального объединения, о внесении изменений в учредительные документы и об изменении иных касающихся национального объединения саморегулируемых организаций сведений.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.