Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 75357-5 "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(новая редакция)
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый законопроект определяет меры и описывает важнейшие инструменты промышленной политики, устанавливает порядок принятия решений относительно применения этих мер, ограничения в применении этих мер и инструментов, а также регулирует возникающие в связи с применением этих мер и инструментов отношения с целью обеспечения промышленного развития Российской Федерации в соответствие с задачами, поставленными Посланием Президента Российской Федерации 2008 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р).
В условиях начавшегося мирового экономического кризиса реализация стратегии стабильного развития и устойчивого экономического роста нашей страны не утратила своей актуальности. Напротив, обеспечение условий для ее реализации становится жизненно важной задачей обеспечения национальной безопасности России.
Под мерами и инструментами промышленной политики в настоящем законопроекте понимаются методы, механизмы, технологии непосредственного участия государства в формировании структуры, организации и экономических условий развития реального сектора с целью стимулирования роста промышленного производства, обеспечения его эффективности и конкурентоспособности, содействия технико-технологическому процессу.
Меры и инструменты промышленной политики, большей частью, предусмотрены действующим законодательством, однако, в силу того, что многие из них не имеет законодательно установленных порядка, условий и процедуры реализации, а также механизмов принятия решений о применении соответствующих мер и инструментов, необходимо принятие закона, который бы предусматривал решение и этих задач.
Опыт убеждает, что ключевые трудности в реализации стратегии социально-экономического развития состоят в пассивном, а иногда и активном сопротивлении утверждению новых подходов в государственной промышленной политике со стороны так называемого среднего звена отечественной бюрократии. Поэтому главным условием успешного осуществления стратегии развития России становится концентрация промышленной политики на ограниченном наборе конкретных направлений, продвижение по которым способно преодолеть названное сопротивление, создав в институтах российской государственной власти критическую массу поддержки на всех уровнях.
Предлагаемый законопроект призван обеспечить эти условия реализации стратегии развития России.
Согласно оценкам многочисленных экспертов, работающих с Государственной Думой РФ, Правительством РФ, администрациями субъектов РФ и российским бизнесом, узловыми направлениями промышленной политики, способными обеспечить прорыв в реализации стратегии социально-экономического развития России, являются:
1. Стимулирование национальной инновационной системы. Законопроектом устанавливается порядок создания, деятельности и ликвидации технопарков, концентрирующих вокруг себя инновационные компании, научно-исследовательские и образовательные учреждения, создающих условия для рождения наукоемких технологий и продукции. Законопроектом предусмотрено создание экспертного совета технопарка, который осуществляет предварительный анализ заявок и проектов, поступающих от разработчиков инноваций, оценивает новизну и техническую исполнимость проекта, рыночную привлекательность создаваемой инновации, ее экономическую целесообразность, способствует оформлению патента.
2. Установление порядка и процедуры отдельных этапов заключения и реализации концессионных соглашений, направленных на решение задач комплексного развития территорий Российской Федерации, включая порядок принятия решения о заключении договора, порядок определения формы договора, процедуру проведения конкурса по отбору инвестора для заключения договора, условия такого конкурса и критерии выбора победителя конкурса, порядок подготовки и утверждения конкурсной документации, систему мер по контролю за исполнением инвестором обязательств по договору. Кроме того, законопроектом устанавливаются порядок утверждения Правительством Российской Федерации перечня объектов, предназначенных для сдачи в концессии и сроки проведения конкурсных мероприятий по этим объектам.
3. Создание транзитной транспортной системы с использованием интермодального подхода к организации перевозок. Законопроектом определяются основные требования к порядку проведению мероприятий по передачи объектов транспортной инфраструктуры в концессии, утверждается структура и основные объекты транспортной инфраструктуры. Законопроектом устанавливается также единая схема сети платных дорог, требования к таким дорогам и порядок использования инфраструктурных объектов.
4. Оптимизация системы управления пакетами акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности. Законопроектом устанавливает порядок управления пакетами акций государства в компаниях с федеральной, региональной и муниципальной долями собственности с целью заставить работать эти пакеты акций (по аналогии с крупными федеральными инфраструктурными проектами) в интересах всего трудоспособного населения. Для этого законопроектом предусматривается учреждение единого открытого акционерного общества, акции которого формируются исключительно из пакетов акций государства в компаниях с федеральной, региональной и муниципальной долями собственности. Законопроект обязывает передачу управления созданной компанией в аутсорсинг и устанавливает порядок такой передачи.
5. Обеспечение гарантий прав собственников предприятий и имущественных комплексов посредством четкого и однозначного определения принципов, процедур и условий осуществления таких механизмов ограничения прав собственности как реквизиция, временная мобилизация, национализация. Нормы законопроекта устанавливают прозрачный баланс интересов бизнеса и интересов безопасности России в целом.
6. Оптимизация системы участия государства в заключении и реализации с хозяйствующими субъектами договоров на выполнение инвестиционных проектов. Законопроектом устанавливается порядок, структура и условия заключения договоров о реализации инвестиционных проектов, порядок принятия решения о заключении инвестиционного договора, его изменения и прекращения
7. Совершенствование контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и требований в области промышленной безопасности на основе расширения прав и обязанностей саморегулируемых организаций. Законопроектом закрепляется порядок внедрения в отраслях промышленности институтов саморегулирования, включая закрепление за саморегулируемыми организациями права формирования технических комитетов по стандартизации, права участия в утверждении национальных стандартов в соответствующих областях деятельности. Для отраслей, где членство в саморегулируемой организации является обязательным в силу закона (либо для отраслей, в которых создано национальное объединение саморегулируемых организаций), законопроект устанавливает передачу функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в отношении своих членов; полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия. Законопроект также закрепляет за саморегулируемыми организациями (наряду с проводимыми проверками государственных органов) - полномочий по участию в проведении контроля на товаром на рынке.
8. Совершенствование порядка заключения договоров путем проведения торгов, в первую очередь - электронных торгов. Законопроект предусматривает обязательное требование о применении электронных торгов при размещении госзаказов, при закупках для нужд государственных корпораций, устанавливает порядок проведения электронных закупок для государственных нужд, требования к закупочной документации, требования к организаторам проведения торгов, а также исключения для отдельных видов государственных закупок, при которых могут применятся иные формы (закупки, связанные с национальной безопасностью, оборонным заказом и т.д.).
9. Совершенствование системы аренды недвижимости, гарантирующее стабильное развитие малого и среднего предпринимательства. Законопроектом устанавливаются минимальный срок арендного договора (5 лет) для системы поддержки малого и среднего бизнеса, порядок ведения реестров объектов, составляющих инфраструктуру системы, требования к претендентом на получение поддержки, к перечню документов, предоставляемых субъектами малого и среднего бизнеса,
Вступление предлагаемого законопроекта в силу будет иметь не только экономическое, но и широкое общественно политическое значение, поскольку вступивший в силу Федеральный закон:
Даст сигнал бизнесу: Федеральным законом определены меры и инструменты государственного вмешательства в реальный сектор, а значит, установлены и границы этого вмешательства.
Даст сигнал чиновникам: Федеральным законом установлены положения, сужающие возможности государственных ведомств и отдельных чиновников тормозить применения установленных законом мер и инструментов и технологий промышленной политики.
Даст сигнал обществу: Федеральным законом создана надежная основа для установления прозрачных отношений между бизнесом и властью, а значит - для снижения уровня коррупции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Кроме того, реализация отдельных положений Федерального закона позволит повысить эффективность использования средств бюджетов всех уровней, о чем свидетельствует приведенный ниже ориентировочный расчет.
Механизмы реализации предлагаемой Федеральным законом транспортной стратегии развития позволят существенно повысить эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для реализации целевых программ, направленных на реформирование транспортной системы России. Самой затратной частью таких программ является строительство автомобильных дорог с высокими требованиями к технологиям, геометрии и качеству материалов дорожного полотна и устройству развязок и т.п. Для сооружения сети автодорог необходимо проложить не менее 22 тыс. километров современных дорог. Стоимость одного километра автомагистрали (три полосы в каждом направлении, дорожные развязки и мосты) сегодня составляет 3-4 млн. долларов США. Соответственно, стоимость всей автомобильной сети - около 80 млрд. долларов США.
Мировой опыт показывает, что инвестиции под государственные гарантии составляют четыре к одному. Таким образом, от государства потребуется около 1/4 от указанной суммы, то есть порядка 20 млрд. долларов, что составляет в среднем 680 млрд. рублей (по курсу 1 доллар США = 34 рубля). Необходимую сеть автодорог можно построить приблизительно за 10 лет, таким образом, государству необходимо ежегодно вкладывать в строительство по 2-4 млрд. долларов США или примерно 130 млрд. рублей. Учитывая, что сегодня федеральным бюджетом на строительство автомобильных дорог ежегодно предусматривается более 300 млрд. рублей, дополнительных затрат не потребуется.
Перевозка по новой транспортной артерии одного 20 - футового контейнера будет стоить для заказчика порядка 1500 долларов США, из которых 500 долларов получат наши зарубежные партнеры. Таким образом, транзитные сборы России составят, в среднем, 1000 долларов с одного контейнера. По транспортному коридору будет возможно перевозить, в среднем, 1 млн. контейнеров в год. Таким образом, доход от использования коридора составит примерно:
1 млн. контейнеров в год х 1000 долларов за контейнер = 1 млрд. долларов в год.
Кроме того, при применении предусмотренного Федеральным законом механизма государственно-частного партнерства для строительства платных автомобильных дорог, объектов дорожной инфраструктуры, реконструкции железнодорожного полотна, создания сложных информационных систем, строительства морских терминалов и т.п., экономический эффект составит от 5 до 15 процентов. Учитывая большие объемы капитальных вложений, экономия может составить сотни миллионов долларов.
Таким образом, принятие и реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также позволит сократить сроки реализации целевых программ, повысит эффективность вложения бюджетных средств.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.