Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности
на проект федерального закона N 75357-5 "О развитии промышленности", внесенный депутатами Государственной Думы К.В. Бесчетновым, В.А. Головневым, Г.Г. Лазаревым, О.Д. Валенчуком
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О развитии промышленности" предполагает обеспечить регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установить правовые основы государственной социально-экономической политики в сфере развития промышленности.
Рассмотрев указанный законопроект комитет отмечает, что в современных условиях решение данных задач представляется весьма актуальным и требует детальной проработки.
Однако, законопроект не предлагает определенных мер и конкретных действий для решения проблем, стоящих перед промышленностью и имеет ряд существенных недостатков.
К числу основных недостатков законопроекта следует отнести следующие:
1 Частью 2 статьи 8 законопроекта предусматривается направление Правительством Российской Федерации в Федеральное Собрание Российской Федерации национального доклада о ходе и о результатах реализации стратегии развития промышленности. Вместе с тем, такой аспект взаимодействия Правительства Российской Федерации с Федеральным Собранием Российской Федерации не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
2. Значительная часть норм законопроекта (статьи 1-5, 9) имеют декларативный характер, не устанавливая и не регулируя никаких общественных отношений.
3. В законопроекте отсутствует системный подход к пониманию промышленной политики, не сформулированы приоритеты промышленного развития и структурных преобразований в промышленном комплексе.
4. Законопроект не содержит предложений по реализации государственной промышленной политики, многие предложенные меры в настоящее время закреплены в законодательстве и дублируются проектом.
5. В законопроекте не сформулированы разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Федерации, муниципалитетами и субъектами промышленной деятельности.
6. Предусмотренные в частях 2 и 4 статьи 4 законопроекта основные цели государственной политики в области развития промышленности и основные направления государственной промышленной политики в значительной части совпадают по смыслу и содержанию.
7. Из текста подпункта 4 пункта 3 статьи 4 следует, что одним из основных принципов государственной политики в области развития промышленности является "приоритет поддержки промышленности". При этом не ясно по сравнению с каким сектором экономики определен приоритет поддержки промышленности.
8. Пунктом 3 статьи 6 законопроекта установлено, что стратегия развития промышленности утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органа, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности. При этом не ясно, о каком органе федеральной исполнительной власти идет речь, т.к. функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах промышленности осуществляет ряд федеральных органов исполнительной власти, например:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов;
Министерство энергетики Российской Федерации - в сфере нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в сфере агропромышленного комплекса, в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.
9. Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что его принятие и реализация не потребует дополнительных затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В тоже время статьей 5 законопроекта предусмотрены меры по реализации государственной промышленной политики, в том числе предоставление бюджетных средств и применение особых налоговых режимов в отношении субъектов промышленной деятельности, которые потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
На основании изложенного, комитет предлагает депутатам Государственной Думы К.В. Бесчетному, В.А. Головневу, Г.Г. Лазареву, О.Д. Валенчуку доработать текст проекта федерального закона N 75357-5 "О развитии промышленности" и направить доработанный текст законопроекта в соответствии с пунктом 6(а) статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Ю.Д. Маслюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.