Заключение Правительства РФ
на проект федерального закона N 411746-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Е. Хинштейном, А.Г. Аксаковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается изменить порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц, обязав налоговых агентов перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не по месту учета налогового агента, а по месту учета налогоплательщиков. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщать в налоговые органы не только по месту своего учета, но и учета налогоплательщика о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Содержащийся в подпункте "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта срок (не позднее 15 числа, следующего за прошедшим месяцем), в течение которого налоговые агенты обязаны будут перечислить суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, не согласуется с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены другие сроки перечисления налога. Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют налог на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Возложение на налогового агента обязанности уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную у налогоплательщика, не по месту учета налогового агента, а по месту учета налогоплательщика затронет положения пункта 1 статьи 83 Кодекса, что не отражено в законопроекте.
В соответствии со статьей 83 Кодекса налогоплательщик может состоять на учете не в одном, а в нескольких налоговых органах, имея в виду его постановку на учет в налоговом органе по нескольким основаниям, в том числе по месту жительства, по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества или транспортного средства. При постановке налогоплательщика на учет в нескольких налоговых органах не установлено, по какому месту учета налогоплательщика налоговому агенту следует перечислять налог на доходы физических лиц.
Остается за пределами правового регулирования вопрос об уплате налога на доходы физических лиц налоговым агентом с доходов, выплачиваемых иностранным гражданам, лицам без гражданства и тем физическим лицам, которые своевременно не встали на регистрационный учет по новому месту жительства.
Кроме того, порядок вступления в силу предлагаемого федерального закона (статья 2) не соответствует статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.