Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 70769-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на выполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой" (далее - Постановление Конституционного Суда от 11 апреля 2011 г. N 4-П), которым статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
Следует отметить, что до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации передача в ведение органов местного самоуправления жилых домов, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, осуществлялась в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации), статьей 9 которого было установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление их правопреемников (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилья.
Аналогичная норма содержится в статье 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 г. N 425-О-О, введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Действующая редакция статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), и переданных в ведение органам местного самоуправления.
Норма статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ не содержит ограничения распространения правового режима социального найма на пользование жилыми помещениями в общежитиях по дате передачи жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления: до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в правоприменительной и судебной практике статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ рассматривается как не позволяющая применять нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления после 1 марта 2005 г., то есть после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также, если граждане были вселены в такие жилые помещения после указанной даты.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2011 г. N 4-П указал, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Предлагаемое законопроектом изменение редакции статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ направлено на устранение неопределенности в вопросе применения нормы закона во времени и позволит исключить неверное ее толкование в правоприменительной практике.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.