Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 228621-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральной службой судебных приставов при реализации полномочий, предусмотренных федеральными законами от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.1997г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", могут быть выявлены преступления, предусмотренные статьями 156, частью первой 159, частью первой 160, 165, 170, 194, 198, 199, 203, 207, частями первой и третьей 327, 330 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Проектом предлагается установить альтернативную подследственность по вышеуказанным уголовным делам, производить предварительное расследование дознавателями органа дознания, выявившего эти преступления.
При этом указанные категории преступлений условно можно разделить на две группы:
1) преступления, выявленные при проведении исполнительного производства и обеспечении установленного порядка деятельности судов (статьи 156; частью первой 160, 194, 198, 199, 203, 207, частями первой и третьей 327, 330 УК РФ);
2) преступления, выявленные в ходе расследования органами дознания ФССП России уголовных дел, возбужденным по признакам преступления, предусмотренного статьей 177 УК "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" (часть первая статьи 159, статьи 165 и 170 УК РФ).
Статьей 156 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Преступления указанной категории могут быть совершены не только родителями ребенка (одним из родителей), но и любым лицом, на которого возложена обязанность надзора за несовершеннолетним (например, работником воспитательного, медицинского учреждений). При этом уголовная ответственность наступает только в случае жестокого обращения виновным лицом с поднадзорным несовершеннолетним.
Родители могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Исполнение решений судов о лишении родительских прав и передачи несовершеннолетних органам опеки и попечительства осуществляют должностные лица ФССП России, об определении порядка общения с ребенком, об отобрании ребенка.
В этой связи, альтернативная подследственность статьи 156 УК РФ позволит исключить волокиту и необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела в случаях, если преступление, предусмотренное статьей 156 УК РФ, выявлено при исполнении судебного решения о передаче несовершеннолетнего органам опеки и попечительства.
Кроме того, это позволит и в дальнейшем осуществлять действенный контроль за судьбой несовершеннолетнего.
Эффективность работы по данному направлению подтверждается статистическими данными по выявлению и пресечению органами дознания ФССП России преступлений, предусмотренных статьей 157 УК РФ. Так, если в 2007 году в производстве органов внутренних дел находилось около 35 тысяч уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории, то органами дознания ФССП России расследовалось более 40 тысяч уголовных дел данной категории.
Частью первой статьи 160 УК РФ предусмотрена ответственность за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному.
Указанное преступление может быть выявлено должностными лицами ФССП России в процессе исполнительного производства, при установлении факта хищения арестованного имущества. Такая ситуация может возникнуть, когда пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства проверяет наличие у должника имущества подвергнутого описи или аресту. Кроме того, при обращении граждан непосредственно к должностным лицам ФССП России с заявлением о совершении в отношении их имущества хищения (в 2008 году органами дознания ФССП России рассмотрено свыше 90 тысяч сообщений о преступлениях).
Передача в альтернативную подследственность статьи 160 УК РФ будет способствовать снижению количества таких хищений.
В статье 194 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.
В соответствии с требованиями статьи 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" к должнику могут применяться временное ограничение на выезд из Российской Федерации, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Передача в альтернативную подследственность статьи 194 УК РФ, будет не только способствовать исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, но и повлечет рост раскрываемости преступлений данной категории.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренным статьями 198 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и 199 (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ в настоящее время предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел. Объективная сторона уклонения характеризуется непредставлением налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном и особо крупном размере.
Согласно части 3 статьи 105 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.
В силу статьи 47 НК РФ взыскание налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика производится по постановлению налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, к которому согласно пункта 5 части первой статьи 12 названного закона, в том числе относится акт налогового органа.
В процессе исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебные приставы-исполнители проводят ряд проверок, в том числе правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту налогового органа, а также финансовых документов, по исполнению исполнительных документов, запрашивают необходимую информацию.
В ходе таких проверок судебные приставы-исполнители достаточно часто устанавливают в действиях должников признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ.
Таким образом, передача в альтернативную подследственность ФССП России уголовных дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, позволит укрепить уголовно-правовой механизм обеспечения судебных решений о взыскании налоговых платежей и постановлений налоговых органов, что призвано обеспечить стабильность экономических отношений в обществе.
В соответствии с часть 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией.
Вместе с тем, несмотря на то, что взаимодействие между налоговыми органами и органами ФССП России предусмотрено на законодательном уровне, вопрос об обмене между этими органами информацией в целях исполнения возложенных на них задач не решен.
Таким образом, для повышения эффективности работы по применению к должникам мер уголовно-правового характера законопроект предлагает включить органы ФССП России в часть 3 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 203 УК РФ предусматривается ответственность за превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации.
Судебные приставы в своей деятельности нередко сталкиваются с ситуацией, когда лица, представляющиеся работниками детективных, охранных организаций противодействуют исполнительным действиям, таким как вход на территорию объекта, опись имущества, вручение различных уведомлений должникам и т.д.
Кроме того, в условиях сложившейся экономической ситуации повысилась опасность рейдерских захватов предприятий, в которых роль силовой составляющей представляют именно работники детективных, охранных организаций.
При этом в настоящее время у судебных приставов отсутствует реальный механизм привлечения к ответственности конкретных участников противоправных действий - работников детективных, охранных предприятий, а также сами организации, которые лицензируются органами внутренних дел.
В целях формирования механизма уголовно-правового воздействия на работников частных детективных и охранных организаций, исключения излишнего документооборота между подразделениями судебных приставов и органов внутренних дел, предлагается расследование преступлений, предусмотренных статьей 203 УК РФ, передать в альтернативную подследственность ФССП России и органов внутренних дел.
Статья 207 УК РФ предусматривает ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Опасность этого преступления - в дезорганизации деятельности органов власти и охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку ложных сообщений, причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы организаций и учреждений.
Анализ работы судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов показал, что одним из распространенных фактов, негативно влияющих на работу судов, влекущих срыв судебного процесса, являются ложные сообщения о минировании зданий судов. Повсеместно сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях поступают непосредственно в суд. В этом случае на месте происшествия, до приезда дознавателей органов внутренних дел, все первичные действия, в том числе по эвакуации работников аппарата и посетителей суда, осмотру здания, выявлению и фиксации возможных следов преступления, а также лиц причастных к нему, установлению свидетелей, проводят судебные приставы.
Таким образом, альтернативная подследственность статьи 207 УК РФ, при выявлении этого преступления органами ФССП России, будет способствовать более быстрому и эффективному расследованию данной категории уголовных дел.
Частью первой и третьей статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность соответственно за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, либо использование заведомо подложного документа
В ходе исполнительных действий судебные приставы-исполнители достаточно часто выявляют поддельные документы.
На практике работы судебных приставов-исполнителей имеются случаи предъявления для исполнения подложных документов, в том числе исполнительных листов.
В 2008 году ФССП России передано по подследственности 835 сообщений о преступлениях, в том числе по ст. 327 УК РФ.
Вместе с тем, большинство необходимых дознанию документов (поддельный исполнительный лист, заявление взыскателя, запрос в орган, выдавший исполнительный документ и ответ на него) находится в материалах исполнительного производства.
Возбуждение уголовного дела и привлечение виновного лица к уголовной ответственности по данной статье возможно по совокупности проводимых дознавателем проверочных мероприятий, таких как получение объяснений, направление запросов, проведение почерковедческих и технико-криминалистических исследований.
В этой связи полагаем, что передача части первой и третьей статьи 327 УК РФ в альтернативною подследственность органа, выявившего преступление, позволит более эффективно организовать работу по выявлению и расследованию преступлений данной категории.
Статья 330 УК РФ предусматривает ответственность за самоуправство. Объектом данного деяния является установленный нормативными правовыми актами порядок совершения гражданами действий, связанных с реализацией их прав и обязанностей.
При совершении таких исполнительных действий, как арест имущества должника, судебный пристав-исполнитель вверяет арестованное имущество ответственному хранителю, который под роспись предупреждается об уголовной ответственности по статье 312 УК РФ за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации.
На практике имеются факты, когда незаконные действия с арестованным имуществом производит не ответственный хранитель, а собственник имущества который, не поставив в известность ответственного хранителя, самовольно, вопреки установленному порядку, совершает действия по отчуждению имущества.
В данном случае, в действиях ответственного хранителя нет умысла на совершение преступления, предусмотренного статье 312 УК РФ, а в действиях владельца имущества усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ.
Передача статьи 330 УК РФ в альтернативную подследственность органов ФССП России позволит расследовать данные преступления органом дознания, выявившим это преступление, что позволит повысить эффективность соответствующей работы.
Вторая группа преступлений, напрямую связана с проведением дознания при уклонении лица от погашения кредиторской задолженности.
К ним относятся преступления, предусмотренные статьями 159 частью первой (Мошенничество), 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и 170 (Регистрация незаконных сделок с землей) УК РФ.
Указанные преступления, могут быть выявлены должностными лицами ФССП России в процессе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 177 УК РФ (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).
Часто при производстве дознания по уголовным делам данной категории дознаватели устанавливают, что причиной непогашения кредиторской задолженности возникшей в результате гражданско-правовых сделок, являются умышленные действия виновных лиц, которые путем обмана или злоупотреблением доверием, обращают в свою собственность чужое имущество, либо причиняют владельцу этого имущества реальный ущерб.
Ущерб собственнику или иному владельцу имущества с использованием обмана или злоупотребления доверием может быть причинен путем уклонения от уплаты различных законных платежей, например по договорам купли-продажи, аренды, лизинга, поставки.
При злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности нередко выявляются обстоятельства, когда лицо, получившее кредит не собиралось его возвращать, а обманное завладение денежными средствами кредитной организации, произошло с целью их хищения.
В ходе дознания устанавливаются факты совершения виновными лицами заведомо незаконной регистраций сделок с землей. Так, зачастую уклонение от погашения платежей, сопровождается незаконным распоряжением земельным участком лицом, которое не является его собственником, например при передаче в залог в качестве обеспечительных мер по кредиту, либо такое уклонение связано с умышленным занижением размеров земельного платежа, например, земельного налога или нормативной цены земли.
Практика наделения должностных лиц ФССП России полномочиями по расследованию уголовных дел показала, что количество уголовных дел, выявленных специалистами ФССП России неуклонно растет. Так, если органами внутренних дел ежегодно выявлялось порядка 100 преступлений, предусмотренных статьей 177 УК РФ, то в 2008 году органами дознания ФССП России было принято к производству 255 уголовных дел данной категории, а по итогам 4 месяцев 2009 года в производстве органов дознания ФССП России находится 216 уголовных дел о преступлениях в сфере кредитных отношений.
Представленные цифры показывают эффективность работы органов дознания ФССП России.
Таким образом, предлагается расследование преступлений, предусмотренных статьями 159 часть первая, 165, 170 УК РФ, отнести к альтернативной подследственности дознавателей органов внутренних дел и дознавателей ФССП России.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта в качестве федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" дополнительного расходования средств федерального бюджета не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.