Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 70002-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Внесение предлагаемых изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) обусловлено следующим:
1. Изменения вносятся в части перечня лиц, которые дают согласие на приватизацию жилого помещения. В действующей редакции такое право предоставлено всем совместно проживающим совершеннолетним членам семьи, а также несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет.
При этом согласие должно исходить от указанных лиц, независимо от того, использовали они ранее свое право на приватизацию жилого помещения или нет.
Зачастую лица, использовавшие свое право на приватизацию, по тем или иным причинам не дают согласия на приватизацию остальным гражданам, имеющим право пользования жилым помещением, и тем самым лишают их возможности приобретения его в собственность.
Предлагаемые данным законопроектом изменения направлены на защиту права граждан на приватизацию жилого помещения. Исключается необходимость получения согласия граждан, имеющих право пользования данным жилым помещением, но не имеющих права на его приватизацию.
2. Указание в действующей формулировке на совместное проживание членов семьи некорректно, так как согласно статьи 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона право на приватизацию жилого помещения имеют несовершеннолетние граждане, не утратившие право пользования данным жилым помещением, но проживающие отдельно от лиц, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.
3. В действующей формулировке не учитываются бывшие члены семьи нанимателя. Согласно части 4 статьи 69 ЖК РФ за гражданином, переставшим быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжающим проживать в занимаемом жилом помещении, сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
4. В 1992 году в Закон внесено дополнение о том, что в жилищный фонд, подлежащий приватизации, включается также "жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд)"
На тот момент внесение такого дополнения было оправдано с практической, но не с юридической точки зрения, так как жилищный фонд государственных предприятий (и учреждений) входит в государственный жилищный фонд, а жилищный фонд муниципальных предприятий (и учреждений) - в муниципальный жилищный фонд.
В настоящее время виды жилищного фонда определены статьей 19 Жилищного кодекса РФ.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
- частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
- государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
- муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом ЖК РФ прямо предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются из государственного или муниципального жилищных фондов.
5. Указание в статье 2 Закона на то, что жилые помещения передаются в собственность, в том числе и несовершеннолетних лиц, избыточно, так как в соответствии со статьей 7 Закона в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.
6. Предлагаемая формулировка дополняется указанием на то, что жилые помещения передаются в общую долевую собственность. Это обусловлено тем, что общая совместная собственность может быть у супругов. Однако, при приватизации жилого помещения совместная собственность не возникает, так как имущество, полученное супругами во время брака по безвозмездным сделкам, признается собственностью каждого из супругов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.