Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 70790-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом предусматривается ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.
Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере.
При подготовке указанного Соглашения российская сторона основывалась на проекте типового Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", действовавшим на дату проведения переговоров, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Основными положениями Соглашения являются следующие:
Сфера применения Соглашения
Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств.
Налогообложение доходов от недвижимого имущества
Доходы, получаемые резидентом одного договаривающегося государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности
Соглашение предусматривает, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающимся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той ее части, которая относится к такому постоянному представительству.
Налогообложение прибыли от международных перевозок
Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов, автомобильного или железнодорожного транспорта в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.
Налогообложение ассоциированных предприятий
Если одно договаривающееся государство включает в прибыль предприятия этого государства и, соответственно, облагает налогом прибыль, в отношении которой предприятие другого договаривающегося государства обложено налогом в этом другом государстве, и прибыль, включенная таким образом, является прибылью, которая была бы начислена предприятию этого первого упомянутого государства, если бы взаимоотношения между двумя предприятиями были такими, которые существуют между независимыми предприятиями, тогда это другое государство произведет соответствующую корректировку суммы налога, взимаемого с такой прибыли, если это другое государство посчитает такую корректировку обоснованной.
Налогообложение дивидендов
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие дивиденды могут облагаться налогами в государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, взимаемый таким образом налог не должен превышать:
а) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический получатель прямо владеет по меньшей мере 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и при этом сумма вложенного капитала превышает семьдесят пять тысяч долларов США;
б) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Налогообложение процентов
Право взимать налоги с процентов предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать:
а) 5 процентов от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного договаривающегося государства банку или иному финансовому учреждению другого договаривающегося государства;
б) 10 процентов от общей суммы процентов во всех остальных случаях.
Налогообложение роялти
Роялти, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Однако такие роялти могут также облагаться налогом в том государстве, в котором они возникают, но если фактический получатель роялти является резидентом другого государства, то взимаемый налог не должен превышать 5 процентов от общей суммы роялти.
Налогообложение капитала
Капитал, представленный недвижимым имуществом, может облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Капитал, представленный движимым имуществом, составляющим часть коммерческого имущества постоянного представительства, которое предприятие одного государства имеет в другом государстве, или движимым имуществом, относящимся к постоянной базе, используемой резидентом одного государства в другом государстве для цели оказания независимых личных услуг, может облагаться налогом в другом государстве.
Капитал, представленный морскими или воздушными судами, автомобильными и железнодорожными транспортными средствами, эксплуатируемыми в международных перевозках предприятием одного государства, или движимым имуществом, связанным с эксплуатацией таких морских или воздушных судов, автомобильных и железнодорожных транспортных средств, подлежит налогообложению только в том государстве, резидентом которого является лицо, эксплуатирующее такие морские или воздушные суда.
Все другие элементы капитала облагаются налогами в государстве резидентства лица, владеющего данным капиталом.
Офшорная деятельность
Заработная плата, оклады и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного государства в рамках работы по найму, связанной с офшорной деятельностью в другом государстве, могут облагаться налогом в этом другом государстве. Однако такое вознаграждение облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если работа по найму выполняется для работодателя, который не является резидентом другого государства и в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 30 дней в любом двенадцатимесячном периоде.
Доходы, полученные резидентом одного договаривающегося государства от отчуждения прав на ведение поисково-разведочных работ или прав на эксплуатацию, или имущества, находящегося в другом государстве, которое используется в связи с офшорной деятельностью, осуществляемой в этом другом государстве, или акций, стоимость которых полностью или в большей своей части прямо или косвенно связана с такими правами или таким имуществом, или такими правами и таким имуществом в совокупности могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Налогообложение доходов физических лиц
Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение двенадцатимесячного периода.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов и стажеров.
Другие положения
Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации.
Соглашение вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Положения Соглашения будут применяться с первого января года, следующего за годом его вступления в силу. Соглашение остается в силе до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении действия 30 или до 30 июня любого календарного года, начинающегося после года вступления в силу Соглашения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" не потребует расходов покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием вносимого законопроекта
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.