Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 355248-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (в части установления ставок налога на имущество физических лиц), внесенному депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 355248-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым, и отмечает следующее.
Положениями законопроекта предлагается внести изменения в нормы пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (далее - Закон N 2003-1) "О налогах на имущество физических лиц", предусматривающие уточнение порядка установления ставок налога на имущество физических лиц.
Согласно нормам статьи 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Так, в статье 3 этого Закона предельные значения ставок данного налога определены в зависимости от размеров суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, то есть чем выше данная стоимость, тем больше размер предельной ставки указанного налога.
В соответствии с инструкцией Министерства Российской Федерации по налогом и сборам от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Нормами законопроекта предлагается исключить требование об установлении ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, и предусматривается устанавливать их в зависимости от инвентаризационной стоимости каждого из объектов налогообложения этого налога.
В связи с этим законопроект направлен на снижение размеров платежей по налогу на имущество физических лиц для тех налогоплательщиков, у которых на территории одного муниципального образования находится несколько объектов недвижимого имущества. При этом в соответствии со статьями 61, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц зачисляется в доходы местных бюджетов по нормативу 100 процентов. Таким образом, принятие законопроекта приведет к выпадению доходов местных бюджетов.
Вместе с тем в законопроекте не определены источники и механизмы компенсации снижения доходов местных бюджетов в связи с принятием предлагаемых изменений, что приведет к сокращению доходной базы местных бюджетов и ухудшению финансового положения муниципальных образований
Кроме того, необходимо учитывать, что в статье 4 Закона N 2003-1 определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц. Помимо этого Законом N 2003-1 (пункт 4 статьи 4) органам местного самоуправления предоставлена возможность устанавливать налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования налогоплательщиками. В связи с этим указанные положения Закона N 2003-1 позволяют снижать налоговую нагрузку в отношении малообеспеченных слоев населения при взимании данного налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.