Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(внесен Законодательным Собранием Пермского края)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект федерального закона, комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, расширив круг лиц, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, за счет инвалидов и семей с детьми-инвалидами, имеющих в настоящее время право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае наличия у них тяжелого хронического заболевания, включенного в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Действующая редакция пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает право на признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, которые проживают в одной квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Следует учитывать, что утвержденные Правительством Российской Федерации перечни заболеваний содержат различные наборы тяжелых форм хронических заболеваний и от особенностей их протекания зависит право семей либо на получение отдельного жилого помещения с целью изоляции семьи с больным человеком от других семей либо на дополнительную жилую площадь.
В этой связи включение в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации ссылки на перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, требует дополнительного обоснования.
Представляется, что вопрос расширения перечня заболеваний, наличие которых дает право на получение отдельного жилого помещения, целесообразно решать через внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, а не в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается обеспечивать за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года.
При этом расчет дополнительных средств федерального бюджета для реализации данного предложения в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приведен.
Законопроектом вносится изменение в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающее предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения независимо от формы собственности жилищного фонда.
Необходимость внесения указанного изменения, как следует из пояснительной записки к законопроекту, обусловлена тем, что после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому объектом жилищных прав являются жилые помещения различных форм собственности, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживающие в приватизированных квартирах, отнесенных к частному жилому фонду, стали лишаться льгот по оплате жилого помещения без соответствующей компенсации. Ранее скидка по оплате жилого помещения предоставлялась указанным категориям граждан согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как проживающим в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Лишение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилого помещения без соответствующей компенсации, по мнению комитета, не соответствует статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следует учитывать, что в случае принятия законопроекта скидка по оплате жилого помещения будет предоставляться инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим как в приватизированных квартирах, так и в иных жилых помещениях, относящихся к частному жилому фонду, в том числе в индивидуальных жилых домах, в домах жилищных, жилищно-строительных и иных кооперативов, что приведет в расширению круга лиц, на которых распространяется льгота по оплате жилого помещения, за счет тех лиц, на которых скидка по оплате жилого помещения не распространялась до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения законопроекта предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
По мнению авторов законопроекта, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, с чем нельзя согласиться.
Очевидно, что реализация законопроекта повлечет расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, параметры которого на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов утверждены без учета положений законопроекта.
В связи с вышеизложенным законопроект необходимо согласовать со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включив в него нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, следует учитывать, что в Государственной Думе на рассмотрении находится ряд законопроектов о внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающих предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения независимо от формы собственности жилищного фонда, по которым идет процесс согласования с Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона N 10684-5 "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Пермского края, в представленной редакции.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.