Письмо Правительства РФ 29 декабря 2007 г N 5757п-П9
"Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Пермского края"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 4 части I статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), расширив, как следует из пояснительной записки, за счет инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, круг лиц, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании перечня тяжелых форм хронических заболеваний, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Действующая редакция пункта 4 части 1 статьи 51 Кодекса устанавливает право на признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, проживающих в одной квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Статья 17 Закона устанавливает право инвалидов на дополнительную жилую площадь в случае наличия у них тяжелого хронического заболевания, включенного в Перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Законодатель, связывая право одних семей, членом которой является лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, на получение отдельного жилого помещения (ст. 52 и ст. 54 Кодекса), а других семей - только на дополнительную площадь (ст. 17 Закона), исходил в первом случае из необходимости изолировать семью с больным человеком от других семей, а во втором - минимизировать негативные последствия в условиях жизни той семьи, в составе которой есть тяжело больной человек.
Поэтому утвержденные Правительством Российской Федерации перечни содержат отличающиеся наборы тяжелых форм хронических заболеваний, с характером, степенью тяжести и особенностями протекания которых законодатель связывает либо первый, либо второй способ улучшения жилищных условий граждан.
В этой связи предлагаемая к включению законопроектом в статью 51 Кодекса ссылка на перечень заболеваний, установленный на основании норм Закона в целях реализации прав инвалидов на дополнительную жилую площадь, является некорректной*
Кроме того, принятие предлагаемого дополнения, исходя из буквального толкования указанной нормы, приведет к признанию всех заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную площадь, одновременно заболеваниями, при которых совместное проживание в одной квартире с ними невозможно, что, следовательно, будет являться основанием для предоставления им отдельных жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. Подобное расширение категорий граждан, имеющих право на предоставление отдельных квартир, требует дополнительного обоснования. Между тем в пояснительной записке отсутствует какая-либо аргументация, доказывающая, что при заболеваниях, перечень которых установлен в соответствии с Законом, проживание в одной квартире с ними других граждан невозможно.
Следует также обратить внимание, что вопрос совершенствования перечней заболеваний, наличие которых является основанием для улучшения жилищных условий соответствующих категорий граждан, должен решаться посредством внесения изменений в вышеназванные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а не в Кодекс.
Пунктами 1 и 3 статьи 2 законопроекта предлагается внести изменения в часть 2 статьи 17 и часть 1 статьи 28.2 Закона, распространив положение об обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем на инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г.
Указанные изменения приведут к возникновению противоречия предлагаемой законопроектом нормы части 2 статьи 17 Закона с частью 3 статьи 17 Закона, в которую законопроектом изменения не вносятся и согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Кроме того, возникнет коллизия с частью 4 статьи 17 Закона, поскольку в случае предлагаемого законопроектом отсутствия разделения на вставших на очередь на улучшение жилищных условий до и после 1 января 2005 г., нецелесообразно сохранять в других нормах Закона категорию граждан "вставшие на очередь до 1 января 2005 г.".
Статья 17 Закона не содержит оснований для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в жилых помещениях за счет средств федерального бюджета.
Один лишь фактор наличия инвалидности не является основанием для обеспечения граждан жильем из жилищного фонда Российской Федерации, формируемого и поддерживаемого в процессе эксплуатации за счет средств федерального бюджета. Обязанность цо обеспечению граждан жилыми помещениями из соответствующего жилищного фонда: государственного (федерального или регионального) либо муниципального определяется не по признаку наличия или отсутствия инвалидности, а применительно к месту его жительства и уровню (федеральный, региональный, муниципальный) того государственно-публичного образования, к компетенции которого относится признание гражданина соответствующей категории нуждающимся в жилом помещении и постановка его на учет.
Принятие предлагаемого законопроектом изменения приведет к расширению круга лиц, которым предоставляется указанная мера социальной поддержки, что, в свою очередь, потребует дополнительных расходов из федерального бюджета,
Согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается федеральный закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Законопроект не содержит предложений по источникам финансирования дополнительных расходов. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приведены необходимые расчеты реализации предлагаемых решений.
Пунктом 2 статьи 2 законопроекта часть 13 статьи 17 Закона предлагается изложить в новой редакции, установив, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения независимо от формы собственности жилищного фонда.
В соответствии с действующей редакцией части 13 статьи 17 Закона указанная мера социальной поддержки предусмотрена в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту необходимость внесения указанного изменения в часть 13 статьи 17 Закона обусловлена многочисленными обращениями граждан и органов местного самоуправления в части предоставления скидки по оплате жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах.
В случае принятия законопроекта скидка по оплате жилого помещения будет предоставляться всем инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилищному фонду, в том числе проживающим в индивидуальных жилых домах, домах жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
В соответствии со статьями 156 и 158 Кодекса плата за жилое помещение складывается из платы за право пользования жилым помещением (плата за найм) и платы за содержание и ремонт жилого помещения (государственный или муниципальный жилищный фонд), а в частном жилищном фонде - плата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники приватизированных квартир, равно как собственники квартир, находящихся в их собственности по иным основаниям, не осуществляют плату за найм. Они вносят плату только за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Предоставление собственникам - инвалидам (семьям, имеющим детей-инвалидов) скидки в размере 50% от платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме повлечет увеличение размера платежа на указанные цели в отношении других собственников помещений в этом доме. Такое дополнительное финансовое обременение собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся инвалидами, без их согласия вступает в противоречие с положениями статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Кодекса, в которых гарантируется защита частной собственности от неосновательного отчуждения, возлагается обязанность на собственника по обеспечению расходов на содержание находящегося в его собственности имущества, в том числе общего имущества в многоквартирном доме соразмерно его доле в праве на это имущество.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 26" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статьей 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ 29 декабря 2007 г N 5757п-П9 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Пермского края"
Текст письма официально опубликован не был