Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 374023-4 "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением применятся в уголовном судопроизводстве с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и в 2003 г. подвергся законодательному изменению в сторону его расширения по категориям уголовных дел.
В отличие от первоначальной редакции, предусматривавшей рассмотрение дел в особом порядке по делам о преступлениях, влекущих наказание до 5 лет лишения свободы, в настоящее время особый порядок судебного разбирательства может применяться по делам о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы.
Таким образом, в особом, т.е. в упрощенном порядке стало возможным рассмотрение дел о тяжких преступлениях.
В результате под указанную в действующей редакции части первой статьи 314 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации категорию уголовных дел подпадают дела о таких опасных для личности, общества и государства преступлениях, как, например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по найму, с особой жестокостью, по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, в целях использования органов или тканей потерпевшего (ч. 2 ст. 111 УК РФ); незаконное лишение свободы при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 127 УК РФ); захват заложника (ч. 1 ст. 206 УК РФ); содействие в террористической деятельности (ч. 1 ст. 205-1 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ч. 1 ст. 208 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ч. 1 ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ч. 1 ст. 212 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и другие опасные преступления.
Рассмотрение таких дел вызывает, как правило, общественный резонанс, затрагивает интересы многих лиц, а потому без исследования в суде доказательств, без допроса в суде потерпевших и свидетелей зачастую представляется невозможным вынести по ним справедливое решение, выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.
Дела о тяжких преступлениях требуют особого внимания, что возможно обеспечить только в общем порядке судебного разбирательства, при надлежащем соблюдении принципов уголовного процесса и обеспечении гарантий прав всех участников уголовного судопроизводства.
С учетом изложенного настоящим проектом предлагается ограничить применение особого порядка судебного разбирательства уголовными делами о преступлениях небольшой и средней тяжести, к которым в соответствие со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а также все неосторожные деяния.
2. В проекте предлагается уточнить последовательность волеизъявления участников уголовного процесса относительно особого порядка судебного разбирательства, имея в виду, что право заявить соответствующее ходатайство принадлежит обвиняемому, а государственный либо частный обвинитель и (или) потерпевший вправе возражать против заявленного им ходатайства, как это предусмотрено частью четвертой статьи 314 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
3. В целях реализации права на равный доступ лиц, совершивших не тяжкие преступления, к особой форме правосудия, предполагающей императивное снижение уголовного наказания, в проекте предлагается льготные правила назначения наказания при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением распространять и на случаи, когда уголовное дело, назначенное в особом порядке, впоследствии по независящим от подсудимого причинам рассмотрено судом в общем порядке.
4. Принятие указанного законопроекта не потребует внесения изменений в иные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с его финансированием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.