В 1996 году при вступлении в Совет Европы - одну из наиболее влиятельных международных организаций, объединяющей 45 европейских государств, Российская Федерация взяла на себя обязательство с 1997 года стать главным плательщиком в бюджет этой организации, что закреплено Федеральным законом от 23 февраля 1996 года N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы".
Ежегодный взнос России в Совет Европы довольно значителен - около 24 млн. евро - и является самым крупным взносом России в международные организации, превышая взнос в ООН и ОБСЕ. В начале нашего пребывания в Совете Европы такое обязательство с точки зрения внешнеполитических задач Российской Федерации в тот период было оправданным. Теперь, когда Россия добилась устойчивых позиций в этой организации и ее структурах, встает вопрос о соответствии данного объема российского финансового вклада в эту организацию конкретным выгодам от участия РФ в ее деятельности.
Переход России на статус обычного плательщика не нанесет реального ущерба ее возможностям в этой организации. В последнее время в Совете Европы основные решения фактически зависят от согласованной позиции стран Европейского союза. Предстоящее же расширение Европейского союза приведет к тому, что большинство государств-членов Совета Европы будут одновременно являться и членами Евросоюза. В таких условиях статус главного плательщика не сможет обеспечить ключевого влияния России на процессы принятия решений в Совете Европы.
Необходимо учитывать и тот факт, что основная часть нашего взноса идет на содержание Секретариата Совета Европы, в котором за восемь лет членства мы выбрали менее одной трети причитающейся нам квоты, а наши возможности по заполнению вакансий в нем сильно ограничиваются существующей в Совете Европы практикой, при которой большинство постов занимают чиновники, работающие на основе многолетних и пожизненных контрактов. Изменить ситуацию через реформу шкалы взносов не представляется возможным, так как наши предложения блокируются другими членами "пятерки" - группы главных плательщиков (в которую помимо России входят Великобритания, Германия, Италия и Франция).
В финансовой сфере Совета Европы идут процессы, которые не устраивают Россию, но которые мы не в состоянии остановить. Ситуация в целом осложняется тем, что уже сейчас большинство стран-членов Совета Европы намерено значительно увеличить бюджет организации для дополнительного финансирования Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Это должно привести к дальнейшему ежегодному росту нашего взноса на 1-1,5 млн. евро и фактическому финансированию ЕСПЧ за наш счет. Как известно, ЕСПЧ уже начал выносить решения о выплатах в результате рассмотрения исков против Российской Федерации. В связи с этим в ближайшие годы на бюджет нашей страны дополнительным бременем ляжет нарастание размеров таких выплат.
С учетом изложенного представляется целесообразным принять законодательные меры по выходу России из числа главных плательщиков, что позволило бы существенно, приблизительно в 2 раза, сократить наши расходы по членству в Совете Европы. Одновременно это позволило бы избежать жесткой привязки к нашему статусу главного плательщика при вступлении в организации-сателлиты Совета Европы и Пенсионный фонд Совета Европы, а также значительной доли расходов на строительство нового здания Совета Европы, вопрос о котором стоит на повестке дня.
При этом часть сэкономленных таким образом средств можно было бы перенацелить на финансирование отдельных направлений сотрудничества России с Советом Европы по нашему выбору, а не в соответствии с пожеланиями членов Совета Европы. В первую очередь это относится к работе делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Можно было бы поставить вопрос о перераспределении выделяемых на сотрудничество с Советом Европы средств в пользу расходов внутри страны в целях ускорения реализации стандартов Совета Европы внутри Российской Федерации.
Предложение о переходе на статус обычного плательщика в Совете Европы рассматривалось на заседании Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы в марте 2002 года и было поддержано представителями российских ведомств, сотрудничающих с Советом Европы.
В целях нейтрализации негативных политических последствий выхода России из состава главных плательщиков МИД РФ проведены предварительные консультации с ведущими странами-членами Совета Европы из группы главных плательщиков. Вариант перехода России уже в 2004 году на статус обычного плательщика поддержки не нашел, однако была принята компромиссная схема перехода России к статусу обычного плательщика поэтапно (в течение 2004-2006 гг.) при ежегодном сокращении нашего взноса приблизительно на 33 процента, т.е. около 4 млн. евро в год. Такой подход наиболее приемлем для группы главных плательщиков, на долю которых приходится 60 процентов от общей суммы взносов в бюджет Совета Европы. Снижение взноса России не повлечет автоматической утраты статуса главного плательщика до момента завершения перехода.
Для обеспечения плавного, поэтапного перехода России к статусу обычного плательщика должно быть принято постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" после официального опубликования указанного закона.
Кроме того, изменение шкалы взноса России в бюджет Совета Европы повлечет пересмотр российского взноса, размер которого увязан со статусом Российской Федерации как государства - главного плательщика в организации-сателлите Совета Европы - Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС по катастрофам). Соответственно, потребуется принять соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации с целью корректировки финансовых обязательств России в указанной организации.
Проект данного федерального закона поддержан Правительством РФ, что отражено в заключении Правительства РФ от 29 июня 2004 года N 3583п-П2.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона от 23 февраля 1996 года N 19-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.