Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 561356-5 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда"
(в части увеличения размера стипендий), внесенный депутатами Государственной Думы В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается повысить с 1 сентября 2011 г. размеры стипендии студентам и учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме и получающим образование за счет средств федерального бюджета, с 400 рублей до 2360 рублей.
Вопрос о совершенствования стипендиального обеспечения студентов учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования является, безусловно, актуальным и не раз рассматривался руководителями страны на встречах со студентами. Различные подходы к формированию стипендии неоднократно обсуждались образовательным сообществом, в том числе в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", при проведении Государственной Думой парламентских слушаний по теме "О проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 20 октября 2011 года.
Консолидированная точка зрения, отражающая принципы, поддержанные большинством представителей профессионального сообщества, состоит в переходе на организационно-экономическую модель, в рамках которой законодательно устанавливаются:
минимальный размер стипендии в соотношении с минимальным размером оплаты труда;
увеличение размеров выплачиваемых стипендий за счет увеличения размеров стипендиального фонда;
право образовательного учреждения с участием обучающихся самостоятельно принимать решения о размерах назначаемых стипендий в пределах установленных правил.
Нормативное оформление указанной организационно-экономической модели представлено в подготовленном Министерством образования и науки Российской Федерации проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":
- минимальный размер стипендии должен быть установлен в соотношении с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) (не менее трети МРОТ для обучающихся по программам СПО, не менее половины МРОТ для обучающихся по программам ВПО, не менее МРОТ для аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров);
- стипендия должна выплачиваться в размерах, определяемых организацией с учетом мнения совета обучающихся.
Следует также отметить, что уже в 2011 году в соответствии с Федеральным Законом от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" были предприняты шаги по наращиванию объема стипендиального фонда - предусмотрены и выделены средства на увеличение стипендиального фонда с 1 сентября 2011 года на 9 процентов. В текущем году финансирование стипендиального фонда осуществляется с учетом прошедшего увеличения.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту при расчете используется соотношение размера стипендии с величиной прожиточного минимума на душу населения в Российской Федерации. Однако закрепление в законе "О минимальном размере оплаты труда" фиксированной суммы стипендии противоречит вышеуказанной концепции.
При подготовке законопроекта не учтены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Предложенное авторами законопроекта осуществление указанных расходов из средств Резервного фонда невозможно, так как предлагаемые законопроектом выплаты не входят в категории расходов, в отношении которых Правительство Российской Федерации наделено правом принимать в 2010 - 2013 годах решения об использовании средств Резервного фонда. Таким образом, вопрос об источниках финансирования, необходимых для реализации данного законопроекта, не решен.
Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы содержит существенные правовые замечания.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 26 субъектов Российской Федерации, 5 отрицательных и 21 положительный;
- высших исполнительных органов государственной власти 37 субъектов Российской Федерации - 25 отрицательных и 12 положительных.
При этом законопроект не поддержали 4 субъекта Российской Федерации, поддержали 4 субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 561356-5 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда".
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.