Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 634972-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрены Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития "21" ноября 1997 года, и проект федерального закона N 634972-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок", внесенный Президентом Российской Федерации.
Как уже отмечено выше, указанная Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок подготовлена в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и направлена на содействие развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц.
Согласно статье 1 данной Конвенции государства, являющиеся ее участниками, должны признать и зафиксировать в своем национальном законодательстве в качестве уголовно-наказуемых деяний такие действия, как "умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица" в целях содействия или противодействия заключению и (или) осуществлению международной коммерческой сделки.
Кроме того, в соответствии с названной Конвенцией уголовная ответственность в законодательстве государств-участников должна быть установлена также и за соучастие (включая подстрекательство, содействие и пособничество), и за санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица, а также за покушение на подкуп или сговор с целью подкупа указанного лица - в той же степени, что и покушение на подкуп или сговор с целью подкупа должностного лица соответствующей договаривающейся стороны.
В силу статьи 3 (пункт 2) рассматриваемой Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок в случае неприменимости - в соответствии с правовой системой конкретного государства-участника данной Конвенции - уголовной ответственности к юридическим лицам за подкуп иностранных должностных лиц, такое государство должно закрепить в своем законодательстве меры, обеспечивающие применение "эффективного и соразмерного неуголовного наказания, носящего сдерживающее воздействие", включая финансовые санкции.
Одновременно, согласно пункту 3 той же статьи 3 Конвенции в качестве наказаний за совершение обозначенных в ней уголовных преступлений национальное законодательство государств-участников должно предусмотреть возможность изъятия или конфискации сумм подкупа и доходов от подкупа иностранного должностного лица, а также возможность изъятия или конфискации имущества, стоимость которого соответствует указанным неправомерным доходам, либо наложение штрафов, обеспечивающих соразмерный эффект. При этом в соответствии с пунктом 4 обозначенной статьи 3 Конвенции каждая сторона, участвующая в Конвенции, должна рассмотреть "возможность применения дополнительных гражданско-правовых или административных санкций против лиц, подлежащих наказанию за подкуп иностранного должностного лица".
В соответствии со статьей 9 рассматриваемой Конвенции в национальном законодательстве каждого государства-участника Конвенции должен быть закреплен надлежащий механизм оказания взаимной правовой помощи при осуществлении уголовного расследования в отношении физических лиц и неуголовного судебного преследования в отношении юридических лиц за преступления и административные правонарушения, касающиеся подкупа иностранных должностных лиц в рамках (или в контексте) международных коммерческих сделок, - причем соответствующая сторона не вправе отказываться от оказания указанной взаимной правовой помощи под предлогом необходимости сохранения банковской тайны.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что присоединение к рассматриваемой Конвенции в настоящее время является одним из условий вступления какого-либо государства в Организацию экономического сотрудничества и развития, и что о намерении присоединения Российской Федерации к указанной Конвенции соответствующее уведомление МИД России в адрес Генерального секретаря названной организации было направлено еще "6" февраля 2009 года.
Поскольку предметом Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок являются основные права и свободы человека и гражданина, согласно статьям 15 и 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" решение о присоединении нашей страны к указанной Конвенции подлежит оформлению посредством принятия соответствующего Федерального закона, - в связи с чем Президентом Российской Федерации в Государственную Думу России и внесен рассматриваемый проект федерального закона N 634972-5.
Рассмотренная Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и представленный проект федерального закона N 634972-5 о присоединении к этой Конвенции Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и действующим международным договорам нашей страны.
При этом, представленный проект федерального закона N 634972-5 соответствует, в частности, и основополагающему законодательному акту Российской Федерации, регулирующему вопросы заключения, введения в действие и исполнения международных договоров нашей страны, - Федеральному закону от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Таким образом, по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотренные Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и проект федерального закона о присоединении к этой Конвенции Российской Федерации развивают необходимую правовую основу для всестороннего сотрудничества и взаимодействия нашей страны со многими государствами в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц и потому могут эффективно дополнить требуемые усилия по борьбе с внутренней и международной экономической преступностью, которые предпринимаются по линии Организации Объединенных Наций, "Группы восьми", Совета Европы и других международных организаций.
В связи с этим, Комитет полагает, что названная Конвенция и представленный проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к данной Конвенции заслуживают поддержки.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок", проект которого (N 634972-5) внесен Президентом Российской Федерации.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "22 " декабря 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.