Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 221406-4 "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1"
Досье на проект федерального закона
Из статьи 1 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Таким образом, из конституционного положения о правовой сущности нашего государства усматривается, что Федеральное Собрание Российской Федерации должно подготовить и принять все вытекающие непосредственно из Конституции Российской Федерации федеральные конституционные и федеральные законы.
Однако, начиная со дня принятия Конституции Российской Федерации - 12 декабря 1993 года до настоящего времени, законодатель России принял не все такие законы, чем искусственно сдерживается совершенствование правового пространства Российской Федерации и имеют место существенные пробелы в действующем законодательстве.
Так, в соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты вправе выступить с инициативой об отрешении Президента Российской Федерации от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении.
В то же время это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем нормами статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено положение о том, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается только этим кодексом на основании Конституции Российской Федерации.
При этом порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.
По действующему уголовному судопроизводству суды принимают решения только по поступившим уголовным делам.
Материалы же, в которых возможно изложение указанной в статье 93 Конституции Российской Федерации инициативы депутатов Государственной Думы, по своей форме не являются уголовным делом, а подготовка заключения Верховным Судом Российской Федерации как вида судебного акта вообще не предусмотрена.
Подготовленный законопроект, по мнению его авторов, устраняет имеющийся пробел в действующем законодательстве и позволяет установить согласование между собой конституционных процедур в связи с предусмотренным Конституцией Российской Федерации возможным отрешением Президента Российской Федерации от должности, процедуры уголовного судопроизводства, полномочия Верховного Суда Российской Федерации и необходимой формы судебного акта - заключения.
Для этого предлагается внести дополнение в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о полномочиях Верховного Суда Российской Федерации и дополнить кодекс новой статьей 141-1 о рассмотрении материалов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении.
Извлечение из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.)
Статья 29. Полномочия суда
1. Только суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;
3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;
4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
2) о продлении срока содержания под стражей;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
3. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 настоящего Кодекса.
4. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1"
В случае принятия проекта в качестве федерального закона "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1" дополнительного расходования средств федерального бюджета не потребуется.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.