Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 221406-4 "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 221406-4 "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1", внесенный членами Совета Федерации В.К. Гусевым, В.Т. Кадоховым, А.Г. Лысковым, В.А. Озеровым, С.Ю. Орловой, В.А. Поповым, В.В. Сударенковым, а также Ю.А. Шарандиным и А.Н. Шишковым в период исполнения ими полномочий члена Совета Федерации, депутатом Государственной Думы Н.Д. Ковалевым, а также В.В. Дятленко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается дополнить статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (полномочия суда) положением о том, что только Верховный Суд Российской Федерации правомочен давать заключения по поступившим из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации материалам об обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении и принимать решение о возбуждении уголовного дела в случае состоявшегося отрешения Президента Российской Федерации от должности, а также предусмотреть в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации новую статью о порядке рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации указанных материалов.
По мнению Комитета, при разработке указанного законопроекта не учтено, что закрепленная в статье 93 Конституции Российской Федерации процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности и установленный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства имеют разные предметы законодательного регулирования.
Согласно статье 91 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. В связи с этим уголовное судопроизводство в отношении него не может быть начато без завершения процедуры отрешения от должности. При этом порядок рассмотрения Верховным судом Российской Федерации заключения о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления является одним из этапов процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности и относится к конституционному законодательству, Следовательно, указанный порядок не может быть предметом регулирования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и должен быть предусмотрен в федеральном конституционном законе, устанавливающем полномочия, порядок образования и деятельность Верховного Суда Российской Федерации
Кроме того, содержащаяся в законопроекте норма о возложении на Верховный Суд Российской Федерации полномочия по возбуждению уголовного дела в отношении отрешенного от должности Президента Российской Федерации противоречит статье 15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. При этом суд не является органом уголовного преследования и не выступает на стороне обвинения или защиты.
Предлагаемая авторами законопроекта норма не согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российского Федерации, предусмотренной в ряде постановлений и определений (например Постановление от 14.01.2000 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела), согласно которой возложение на суд обязанности в той или иной форме выполнять функцию обвинения, в том числе возбуждать уголовное преследование, не соответствует установленному частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципам состязательности и равноправии сторон при осуществлении судопроизводства и препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 221406-4 "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.