Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 221406-4 "О внесении дополнения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и дополнении его статьей 141-1", внесенный членами Совета Федерации В.К. Гусевым, В.Т. Кадоховым, А.Г. Лысковым, В.А. Озеровым, С.Ю. Орловой, В.А. Поповым, В.В. Сударенковым, Ю.А. Шарандиным, А.Н. Шишковым и депутатами Государственной Думы В.В. Дятленко, Н.Д. Ковалевым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается внести изменения в статью 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), дополнив ее положением о полномочиях Верховного Суда Российской Федерации на дачу заключения по материалам об обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении, а также о принятии Верховным Судом Российской Федерации решения о возбуждении уголовного дела по этим материалам, если отрешение Президента Российской Федерации от должности состоится.
Кроме того, проектом предлагается дополнить УПК статьей 141-1, в которой предлагается установить порядок направления материалов об обвинении Президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении в Верховный Суд Российской Федерации и порядок их рассмотрения судом.
По мнению его авторов, предлагаемые изменения устранят пробел в действующем законодательстве и обеспечат согласование процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, и процедуры уголовного судопроизводства, а также конкретизируют полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с этим следует отметить, что рассматриваемые предложения о внесении изменений в УПК не могут регулироваться этим кодексом, поскольку основная задача кодекса регулирование уголовного судопроизводства.
Таким образом процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности не является частью уголовного судопроизводства. Согласно статье 91 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью и в этой связи уголовное производство в отношении него не может быть начато до завершения процедуры отрешения от должности.
Заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления дается Верховным Судом Российской Федерации в процессе процедуры отрешения от должности (статья 93 Конституции Российской Федерации), вследствие этого порядок рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации данного вопроса также не может быть предметом регулирования УПК и должен быть урегулирован федеральным конституционным законом, определяющим правовой статус Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации не является органом, уполномоченным осуществлять уголовное преследование, поэтому предложенное проектом наделение Верховного Суда Российской Федерации полномочиями по возбуждению уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, отрешенного от должности, вступает в противоречие с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.