Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" - внесен депутатом Государственной Думы Драгановым В.Г.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" (далее - проект технического регламента), внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Драгановым, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям отмечает следующее.
Устройства для развлечений, прежде всего механизированные аттракционы и другие устройства для развлечений, использующие биомеханическое воздействие на организм человека (далее - аттракционы), характеризуются повышенным риском причинения вреда здоровью и жизни посетителей и пассажиров аттракционов. Поэтому установление в техническом регламенте обязательных требований, обеспечивающих безопасность посетителей и пассажиров аттракционов, представляется целесообразным.
По проекту технического регламента имеются следующие основные замечания:
1. Перечень объектов технического регулирования и их идентификационные признаки (статья 4 проекта технического регламента и приложение 2 к ней) установлены противоречиво и недостаточно четко. Круг объектов, входящих в сферу регулирования проекта технического регламента, чрезмерно расширен. Вызывает сомнение включение в эту сферу таких устройств для развлечений, как "комнаты смеха", "шоу с участием зрителей". (приложение 2).
Следует более четко прописать виды устройств, на которые не распространяется действие законопроекта. В части 3 статьи 4 проекта технического регламента установлено, что его действие не распространяется на строительные объекты, фундаменты, хотя в части 1 этой же статьи, указывается, что действие этого технического регламента распространяется на аттракционы постоянные (смонтированные на фундаментах).
Содержащиеся в проекте технического регламента требования к персоналу, осуществляющему изготовление и эксплуатацию аттракциона, требования к посетителям и пассажирам, не могут быть предметом регулирования технического регламента, поскольку согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" технический регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также и правила и формы оценки соответствия обязательным требованиям.
2. Определение аттракциона, данное в пункте 3 статьи 3, чрезвычайно широко и не содержит существенных признаков аттракциона, в частности, его отличия от иных установок, способных производить биомеханическое воздействие на посетителей. Целесообразно было бы использовать более содержательное и однозначное определение аттракциона, например, как "любое устройство для развлечения, переносящее пассажиров вдоль, вокруг или поверх зафиксированного либо ограниченного маршрута или траектории или в определенной зоне под контролем и (или) управлением лица, в чьи должностные обязанности входит обслуживание такого устройства и который не является пассажиром данного устройства".
3. Существенным недостатком представляется неучет в проекте технического регламента того обстоятельства, что отдельные аттракционы содержат элементы объектов капитального строительства.
Крупные аттракционы могут устанавливаться на фундаментах или могут иметь опорные или ограждающие строительные конструкции. Эти конструкции должны проектироваться и рассчитываться с учетом нагрузок и воздействий от механических частей аттракционов и их компонентов и приниматься как самостоятельные объекты строительства.
В этом случае на такие аттракционы должны распространяться общие для всех объектов капитального строительства требования к проектной документации. Государственная экспертиза проектной документации проводится в соответствии с Градостроительным кодексом. Ввод самостоятельных строительных конструкций аттракционов в эксплуатацию должен осуществляться в соответствии с общими требованиями Градостроительного кодекса.
Наряду с требованиями к безопасности аттракционов, как объектов капитального строительства, одновременно содержащих элементы машин и (или) механизмов, к ним предъявляются общие требования по безопасности машин и механизмов. Поэтому в техническом регламенте по безопасности устройств для развлечений должно быть указано соотношение требований этого регламента с требованиями технических регламентов по безопасности зданий и сооружений и безопасности машин и оборудования, разработка которых в 2008 году предусмотрена Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства России от 28 декабря 2007 г. N 1930-р.
Однако проект технического регламента вышеуказанных особенностей отдельных видов аттракционов не учитывает, в том числе в части оценки соответствия таких аттракционов требованиям безопасности (ст.ст. 6, 8-11).
4. В проекте технического регламента требования безопасности при проектировании и изготовления (ст.6) вынесены в приложения 4-11. Представляется, что требования безопасности должны содержаться в статьях основного текста технического регламента. В перечне требований к проектированию аттракционов (приложение 8) отсутствуют требования к фундаментам, требования механической устойчивости при неблагоприятных климатических условиях (ветровой и снеговой нагрузке) и сейсмичности.
5. Проект технического регламента не учитывает изменений, внесенных в Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ. В частности, не учитывается, что достаточным условием соблюдения требований технического регламента является применение на добровольной основе документов по стандартизации, включенных в утверждаемый национальным органом по стандартизации перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента. В то же время в противоречии с частью 3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" содержащиеся в приложениях 7, 8 и 11 проекта технического регламента ссылки на стандарты изложены так, что добровольный статус национальных стандартов изменен на обязательный.
Исключение разделения технических регламентов на общие и специальные требует приведения названия и текста проекта технического регламента в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О техническом регулировании".
Перечисленные замечания не являются исчерпывающими. Многочисленные замечания по проекту технического регламента содержатся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, которое не поддерживает законопроект в представленной редакции.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям считает, что проект федерального закона N285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" нуждается в серьезной доработке и в представленной редакции не может быть поддержан при рассмотрении Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.