Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 285709-4 "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений", внесенный депутатом Государственной Думы В.Г. Драгановым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Отдельные положения законопроекта нуждаются в приведении в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании" (далее - Закон). Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ изменены сфера применения и ряд положений Закона ("технический регламент", "подтверждение соответствия" и т.д.). Исключен исчерпывающий перечень видов безопасности, которые должны обеспечиваться требованиями технических регламентов. Отменено деление технических регламентов на общие и специальные.
Указанные положения не отражены в проекте технического регламента. Это касается названия проекта, содержания положений, предусмотренных статьей 2, статьей 5 и приложением N 3 к ней и рядом других статей.
Законом определен перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются обязательные требования. Такими объектами могут быть продукция, в том числе здания, строения и сооружения, или связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 1 статьи 1, абзац двадцать пятый статьи 2). Этому перечню объектов соответствует упомянутая в статье 4 законопроекта продукция - аттракционы.
Статьями 10 и 11 законопроекта предусматриваются две формы подтверждения соответствия аттракционов: декларирование соответствия и обязательная сертификация. Они являются (согласно пункту 3 статьи 20 Закона) формами обязательного подтверждения соответствия. Объектом обязательного подтверждения соответствия (согласно пункту 1 статьи 23) может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, то есть аттракционы.
Однако другие статьи законопроекта предусматривают установление требований к: изготовителям аттракционов (пункт 4 статьи 7, статья 25); эксплуатантам (статья 8, пункты 3, 5 и 6 статьи 13, пункт 4 статьи 21, статья 24); персоналу (пункты 2, 14 и 25 статьи 3, пункт 5 статьи 17, пункты 8 и 10 приложения 5, пункт 3 приложения 7); посетителям аттракционов (пункты 23 и 28 статьи 3, пункт 9 приложения 5); надзорным органам (статьи 21, 22). Установление в законопроекте обязательных требований к иным объектам, кроме предусмотренных Законом, представляется неверным.
Необходимо исключить из законопроекта пункт 47 статьи 3, так как в части "выполнения работ и оказания услуг" он не соответствует статье 23 Закона и, кроме того, является неточным изложением нормы Закона (абзац двадцать шестой статьи 2), в которой дано определение понятия "форма подтверждения соответствия".
Из проекта целесообразно исключить статью 14 (ее название не соответствует содержанию), так как она предусматривает оценку соответствия не продукции, а всевозможных проверок, процедур размещения различной информации.
В статьях 15, 16, 17, 18, 19 и 20 законопроекта предусматривается оценка соответствия не только продукции, но и процедур, касающихся получения разрешений, размещения информации, обеспечения запчастями, проверки документации, выдачи разрешений и т.д. В пунктах 30 - 33, 37 статьи 3, статьях 21 - 23 законопроекта предусматривается проведение надзорными органами различных проверок и оформление эксплуатантами аттракционов большого числа документов. Эти обязательные требования могут быть квалифицированы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона как препятствия осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо.
Из статьи 7 законопроекта следует исключить не относящиеся к сфере технического регулирования положения о возмездном или безвозмездном размещении устройств на рынке.
Статьи 24 и 25 законопроекта, касающиеся установления ответственности эксплуатанта аттракциона или назначенных им лиц, а также продавца (изготовителя) аттракциона за нарушение требований технических регламентов, представляются излишними, дублирующими содержание статьи 36 Закона.
В законопроекте применены определения понятий, отличающиеся от уже установленных законодательством. Например, определение понятия "авария" установлено в статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", определения понятий "заявитель", "контроль (надзор)", "форма подтверждения соответствия" установлены в Законе.
Требуют уточнения ряд предусмотренных статьей 3 и используемых в проекте определений понятий:
"требование безопасности" не соответствует абзацу второму статьи 2 Закона, в котором дано определение понятия "безопасность продукции";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац третий статьи 2 Федерального закона "О техническом регулировании"
"техническая ответственность" (пункт 39) неудачен, так как допускает неопределенное значение характеристики состояния аттракциона для его безопасности и потому не соответствует данному в статье 2 Закона определению безопасности продукции (состояние, при котором отсутствует недопустимый риск). Более целесообразной и соответствующей Закону характеристикой аттракциона может служить уровень риска аттракциона (уровень вероятности причинения вреда) для жизни и здоровья посетителей (пассажиров);
"уровень технической ответственности (аттракциона, компонента, параметра)" (пункт 42) неудачен в связи с тем, что компонент или параметр не могут нести ответственность за работоспособность и безопасность объекта.
Также неоднозначны словосочетания "достаточная степень безопасности" (статья 8), "аналогично требуемым процедурам" (пункт 3 статьи 9) и другие.
Необходимо дать определения понятий "оборудование для детских площадок" (пункт 1 статьи 2), "зона приземления" (пункт 1 приложения 10), "игровая зона" (пункт 1 приложения 10), "зона безопасности" (пункт 5 приложения 10), "специальные устройства" (пункт 6 приложения 3).
В законопроекте имеются внутренние противоречия.
Так, согласно пункту 3 статьи 4 действие данного законопроекта не распространяется "на строительные объекты, фундаменты, на постоянные трибуны_". Однако в пункте 1 статьи 16 устанавливается, что обеспечение готовности и безопасности оснований или фундаментов для монтажа аттракционов подлежит оценке соответствия.
Законопроектом предусматривается государственная регистрация утилизации аттракционов (пункт 4 статьи 20). Однако в финансово-экономическом обосновании законопроекта не указаны размеры финансирования за счет средств федерального бюджета, необходимые для создания и функционирования системы органов, осуществляющих государственную регистрацию.
По проекту имеются и другие замечания, в том числе юридико-технического характера.
Большая часть объектов технического регулирования, предусмотренных законопроектом, являются машинами и оборудованием. Представляется целесообразным обеспечить согласованность положений законопроекта и разрабатываемых в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона первоочередных технических регламентов, в том числе: о безопасности машин и оборудования, о безопасности низковольтного оборудования, об электромагнитной совместимости, о безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации считает, что законопроект нуждается в существенной доработке, и не поддерживает его в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.