Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 73982-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) содержится норма о том, что "не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "22 ноября 1995 года"
Таким образом, этот запрет распространяется на всех несовершеннолетних независимо от их возраста, что абсолютно логично и ясно.
В действующей редакции статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ответственность для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет наступает за появление в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (то есть речь идет о степени опьянения).
По смыслу получается, что несовершеннолетние могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, если это состояние не оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. Следовательно, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут потреблять (распивать) алкогольную продукцию. Именно это и происходит, а правоприменители не имеют инструмента для привлечения к ответственности 16 - 18-летних подростков, находящихся в состоянии "легкого" опьянения, которое не оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. При этом очевидно, что подростки потребляли (распивали) алкогольную продукцию, тем самым нарушили статью 16 Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона не имеет значения, где допущено несовершеннолетним потребление (распитие) алкогольной продукции. В любом случае потребление - нарушение закона.
В то время как статьей 20.21 Кодекса предусмотрена ответственность лиц с 16 лет за появление в строго указанных общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. По смыслу получается, что в неуказанных местах они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, что противоречит пункту 3 статьи 16 Федерального закона, категорически не допускающему потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними.
С учетом вышеизложенного предлагается вопросы, касающиеся административной ответственности несовершеннолетних за нахождение в состоянии опьянения, а также за потребление наркотических, психотропных, иных одурманивающих веществ (независимо от степени опьянения и от места нахождения в состоянии опьянения или места потребления), изложить в новой редакции статьи 20.22 Кодекса.
Предлагаемая редакция статьи 20.22 Кодекса позволит привести в соответствие упомянутые нормы Кодекса и Федерального закона. В этом случае появится возможность влиять на снижение употребления алкогольной продукции несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет.
Кроме того, в связи с новой редакцией статьи 20.22 предлагается внести изменения в статью 23.2 Кодекса.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.