Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 74539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Концепцией проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) является уточнение отдельных положений законодательных актов в целях совершенствования порядка переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог в случае строительства, реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог.
Существующая редакция Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает регулирование процесса прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, только в случае если такие действия выполняются по инициативе владельца инженерных коммуникаций (в том числе если прокладка, переустройство и (или) перенос инженерных коммуникаций влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги). В то время как в настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит порядка взаимодействия владельцев автомобильных дорог и владельцев инженерных коммуникаций при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте автомобильных дорог, в случае если выполнение таких работ влекут за собой необходимость прокладки (переустройства) и переноса инженерных коммуникаций.
Необходимость законодательного урегулирования такого порядка обусловлена тем, что согласование владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций условий переноса (переустройства) инженерных коммуникаций является одной из основных проблем, которые возникают при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог. Основной спорный момент, недостижение согласия по которому существенно осложняет выполнение работ, - определение размера и порядка выплаты компенсаций убытков владельцам инженерных коммуникаций возникающих в связи с необходимостью переустройства или переноса таких коммуникаций, а также определение условий их переноса. Несовершенство законодательства Российской Федерации в части установления способов определения размеров и отсутствие закрепленного порядка компенсации убытков владельцам инженерных коммуникаций, возникающих в связи со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог приводит к увеличению сроков и существенному удорожанию строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных автомобильных дорог.
Также проблемным вопросом является выдача владельцами инженерных коммуникаций технических условий на проектирование, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт автомобильных дорог. Законодательно не установлен порядок их выдачи, что в значительной степени осложняет процесс выполнения указанных работ.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части урегулирования указанных выше вопросов.
Предложенный в законопроекте подход позволит установить правовой механизм заключения договора между владельцем автомобильной дороги и владельцем инженерных коммуникаций, определяющий порядок прокладки (переустройства) инженерных коммуникаций при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, а также механизм определения размера убытков владельцев инженерных коммуникаций (определяется на основании отчета об оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности), что в значительной степени сократит количество возникающих споров по указанным вопросами и позволит сократить временные затраты на реализацию проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.
Квалификация указанного в законопроекте договора как обязательного к заключению позволит установить баланс соблюдения интересов сторон заключаемого договора. Порядок заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и предусматривает правовые основания, при наступлении которых стороны вправе передать возникающие при заключении договора разногласия на рассмотрение суда в установленные в законе сроки. Указание на определение размера убытков владельцев инженерных коммуникаций на основании отчета независимого оценщика также позволит значительно сократить количество спорных ситуаций, возникающих при взаимодействии владельцев автомобильных дорог с владельцами инженерных коммуникаций, а также устранит ряд спорных моментов при прохождении государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт автомобильных дорог. Указанный подход наиболее подходит для урегулирования возникающих вопросов, так как позволяет установить размер компенсаций в не зависимости от воли сторон договора.
Законопроектом предлагается установить особенности и порядок выдачи технических условий на перенос, переустройство инженерных коммуникаций, необходимые для подготовки проектной документации, осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог. Исходя из практики взаимодействия владельцев автомобильных дорог и владельцев инженерных коммуникаций, указанные в законопроекте изменения позволят упорядочить процесс проектирования, строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, а также позволят сократить сроки согласования и реализации крупных строительных проектов.
В целях установления единого подхода к определению размера компенсаций и устранения возможности различного толкования норм законодательства, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в части уточнения и более конкретного определения убытков, как вида обязательств, устанавливаемых в качестве объекта оценки. Указанные изменения позволят легализовать сложившуюся практику определения размера убытков на основании отчета об оценке, а также упростить и урегулировать правовые основы такой оценки.
Предлагаемые поправки позволят оптимизировать порядок прокладки, переноса и переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог в случае строительства, реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.