Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 76175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности" направлен на установление эффективных механизмов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целом, а также в частности в отношении осуществления дорожной деятельности в отношении федеральных автомобильных дорог, а также призван устранить в связи с этим некую несогласованность положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации".
В настоящее время Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации" закрепил возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посредством реализации следующих механизмов:
- передача (наделение) органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных федеральных полномочий федеральными законами. Данная деятельность осуществляется за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 26.3 вышеуказанного Федерального закона);
- передача федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий в соответствии с заключенными между ними соглашениями согласно статье 26.8 вышеуказанного Федерального закона с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств;
- участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Учитывая, что принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено право органов государственной власти предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти, исключительно в форме межбюджетных трансфертов в целях реализации федеральных законов и соглашений о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти в федеральном бюджете должны предусматриваться соответствующие бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом статья 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации исключительно на реализацию федеральных полномочий, переданных субъектам Российской Федерации федеральными законами в порядке пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации". Формы межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях реализации соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не определены, что делает невозможным реализацию указанных соглашений с позиции бюджетного законодательства.
Далее, в настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации определена возможность финансирования полномочий Российской Федерации либо их софинансирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации исключительно в форме предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации федеральному бюджету в соответствии с соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, заключаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следует также отметить, что возможность использования механизма заключения соглашений о передаче федеральными органами государственной власти части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленного Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 32.1) предусматривает участие субъектов Российской Федерации в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения исключительно в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции о оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Возможность софинансирования данных полномочий другим способом (заключение соглашений о передаче федеральными органами государственной власти части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дополнительное финансирование указанных полномочий в соответствии с указанными соглашениями за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) указанным законом также не предусмотрена.
Таким образом, положения действующего законодательства не согласуются между собой, что ведет к ограничению использования установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" механизмов участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, является одним из важнейших показателей экономического развития государства, а также имеет огромное значение для дальнейшего развития экономики в целом и повышения благосостояния граждан, предлагается дать право субъектам Российской Федерации, имеющим необходимые финансовые ресурсы, участвовать в поддержании удовлетворительного состояния автомобильных дорог федерального значения, расположенных на территории указанных субъектов Российской Федерации, в том числе за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного предлагается:
- ввести в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положение о возможности участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации полномочий Российской Федерации в отношении дорожной деятельности посредством заключения соглашений о передаче федеральным исполнительным органом государственной власти части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также возможности софинансирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализации данных полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными соглашениями;
- устранить несогласованность положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части возможности установления расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае заключения вышеуказанных соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и финансирования реализации данных полномочий за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, в форме субвенций и возможности софинансирования указанных полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- установить возможность осуществления дополнительных расходов за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенным соглашением, в том числе осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений в целях осуществления дорожной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.