Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 217130-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац третий части 5 статьи 28.3.) наделяет инспекторов Счетной палаты Российской Федерации только лишь правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.14-15.16, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6. Однако рассматривать дела о таких административных правонарушениях в соответствии со статьями 23.1 и 23.7 указанного Кодекса предоставлено в одних случаях мировым судьям, либо судьям районных судов, в других случаях - органам, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансовобюджетной сфере.
В то же время, подавляющее большинство субъектов, наделенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правом составлять протоколы о выявленных правонарушениях, отнесенных к их компетенции, как правило, сами и рассматривают такие дела. То есть в комплексе и оперативно осуществляют свою работу.
Вряд ли можно признать нормальной ситуацию, когда протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленные инспекторами Счетной палаты Российской Федерации в отношении должностных лиц Минфина России по результатам, проведенных ревизий и проверок направляются на рассмотрение в Министерство Финансов Российской Федерации. При таком подходе эффективность административного воздействия практически сводится к нулю.
Ситуация при которой, с одной стороны, Министерство финансов Российской Федерации рассматривает протоколы об административных правонарушениях, а с другой стороны, Минфин России сам является одним из основных объектов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, потенциально содержит почву для злоупотреблений.
Потенциальными нарушителями статей 15.14-15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, являются субъекты для которых суммы штрафов, предусмотренные указанными статьями не являются существенными. Однако эффективность штрафных санкций значительно повышается, если такая мера является неотвратимой и применяется своевременно.
Все это привело к тому, что в настоящее время правовая норма, содержащаяся в абзаце третьем части 5 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на практике не применяется. По причине нецелесообразности, инспекторы Счетной палаты Российской Федерации не составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14-15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пункт 3 Часть 1 статья 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет Счетной палате Российской Федерации без внесения поправок в настоящую статью рассматривать дела об административных правонарушениях в случае внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" и указанный Кодекс. Предлагаемый законопроект восполняет имеющийся правовой пробел, дополняя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 23.66, которая наделяет Счетную палату Российской Федерации, уполномоченную на осуществление финансового контроля за исполнением федерального бюджета правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14-15.16 указанного Кодекса в части, нарушений, выявленных по результатам проведенных ею ревизий и проверок.
Путем изменения части 1 статьи 23.7 исключается право органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривать дела об административных правонарушениях по статьями 15.14-15.16 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведенных ею ревизий и проверок.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Счетной палаты Российской Федерации вправе Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы.
Кроме этого, вносятся и другие изменения, в частности, в абзац третий части 5 статьи 28.3 указанного Кодекса.
Принятие указанных правовых норм позволит оперативно привлекать правонарушителей бюджетного законодательства к административной ответственности, а также повысить их превентивный характер.
Финансово-экономическое обоснование реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат, из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.