Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 217130-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении Счетной палаты Российской Федерации полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить главу 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлены полномочия судей, органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, новой статьей 23.66, наделяющей Счетную палату Российской Федерации в лице ее председателя, заместителя председателя и аудиторов полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 Кодекса в части нарушений, выявленных по результатам проведенных ею ревизий и проверок.
Указанными статьями предусмотрена ответственность соответственно за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.
Рассмотрев законопроект, Комитет его концепцию не поддерживает по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Кодекса, устанавливающей перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, такие дела рассматриваются:
судьями (мировыми судьями);
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 Кодекса.
Данный перечень является исчерпывающим, и Счетная палата Российской Федерации в нем отсутствует, поскольку Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" не установлено право Счетной палаты рассматривать дела об административных правонарушениях. Соответственно такого права нет и у ее председателя, его заместителей и аудиторов.
Таким образом, для проектируемого изменения Кодекса правовое основание отсутствует.
Следует отметить, что в настоящее время в соответствии со статьей 23.7 Кодекса полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14, 15.15. и 15.16 Кодекса, обладают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, то есть Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, ее структурные подразделения и территориальные органы, и предлагаемое дополнение привело бы к конкуренции органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями.
Представляется, что предлагаемое дополнение Кодекса вообще противоречит предназначению Счетной палаты и ее статусу. В соответствии с частью 5 статьи 101 Конституции Российской Федерации Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
Механизм реагирования Счетной палаты на выявленные ею нарушения предусмотрен Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации". Так, в частности, в случае выявления на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой ущерб и требующих пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, - Счетная палата имеет право давать обязательные предписания. При неоднократном или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Таким образом, по нашему мнению, Счетная палата наделена законодательством соответствующими мерами реагирования и воздействия при выявлении нарушений закона.
На основании изложенного, Комитет рекомендует законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "27" января 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.