Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 390550-4 "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день перед российскими предпринимателями стоит проблема развития производства, увеличения его прибыльности. Однако для решения данной проблемы необходимо наладить выпуск отечественной продукции способной конкурировать с продукцией иностранных производителей.
Очевидно, что сегодня без создания и внедрения в производственный цикл новых высоких технологий и оборудования, инновационных разработок данную проблему решить не возможно. Однако расходы на эти цели не предусмотрены действующей редакцией статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, как расходы, уменьшающие полученные доходы при определении объекта налогообложения по упрощенной системе.
Без государственной поддержки и стимулирования трансферта технологий, интеграции науки и высшей школы, передачи результатов научных исследований в опытное и мелкосерийное производство, а также государственной поддержки и стимулирования других направлений научной и инновационной деятельности данную проблему решить невозможно.
В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается включить в состав расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
Предусмотренные проектом изменения позволят направлять часть доходов предприятий на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств. Это существенно снизит производственные и иные издержки, оказывающие негативное влияние на себестоимость и объем выпускаемой в России продукции.
Более того, указанные меры приведут к переходу на качественно новый уровень производства, укреплению отечественных производителей, повышению конкурентоспособности их продукции.
В итоге произойдет рост прибыли предприятий и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. При этом указанное выше сокращение издержек региональных предприятий, их переход на качественно новый уровень производства и увеличение объема выпуска конкурентоспособной продукции позволит в ближайшие годы укрепить экономику субъектов Российской Федерации, аккумулировать в региональные и местные бюджеты дополнительные налоговые поступления.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По данным ФНС России в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2006 года поступило налогов и сборов на сумму
3734,4 млрд. рублей, в том числе 1475,9 млрд. рублей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Рост доходов бюджетной системы в 2006 году составил 127,8%.
При этом по упрощенной системе налогообложения поступило
5,693 млрд. рублей (0,15% от общей суммы налоговых поступлений). Сумма единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - 1,164 млрд. рублей. Следует также учитывать, что сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения зачисляется в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
По данным Росстата количество малых предприятий в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года составило около 1 млн. единиц. При этом доля малых предприятий, занятых в научно-технической сфере составляет около 2% от общего числа, то есть около 20 тыс. единиц.
Расходы малых предприятий на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР), по оценкам экспертов, составили на 1 января 2006 года порядка 1436,2 млн. рублей. Уровень инфляции в 2006 году оценивается в 8,5%. Скорректированная величина расходов на НИОКР составит 1558,3 млн. рублей в 2006 году.
Доля расходов на НИОКР составляет 4,1% от общей суммы налоговых поступлении по упрощенной системе налогообложения или 20% от суммы единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, применительно к НИОКР сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения за 2006 год, исчисленная исходя из объекта налогообложения "доход минус расход" и налоговой ставки 15%, условно составит 233,7 млн. рублей.
Расходы малых предприятий на патентование, включая патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, по оценкам экспертов, составили на 1 января 2006 года порядка 8,2 млн. рублей. Величина расходов на патентование, скорректированная на уровень инфляции, составит в 2006 году примерно 8,9 млн. рублей. Следовательно, сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения за 2006 год, исчисленная исходя из объекта налогообложения "доход минус расход" и налоговой ставки 15%, условно составит 1,3 млн. рублей.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается включить в перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по упрощенной системе, расходы на создание, внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, а также на патентование, включая патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств.
В этой связи, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" может повлечь уменьшение доходов региональных бюджетов в общей сумме примерно на 250 - 300 млн. рублей в год.
Вместе с тем, предусмотренные проектом изменения будут стимулировать развитие малых инновационных предприятий, в том числе за счет направления часть прибыли на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.
Указанные меры приведут к существенному снижению производственных и иных издержек, оказывающих негативное влияние на себестоимость и объем выпускаемой малыми предприятиями наукоемкой продукции, а также к переходу на качественно новый уровень производства, укреплению производственной базы малых инновационных предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции.
В итоге произойдет рост доходов предприятий и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, что в значительной степени компенсирует возможное выпадение налоговых доходов.
Таким образом, учитывая "кумулятивный эффект" предлагаемых законопроектом изменений, можно предположить, что выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации будут компенсированы за счет будущих налоговых поступлений в последующие годы. При этом указанное выше сокращение издержек региональных предприятий, их переход на качественно новый уровень производства и увеличение объема выпуска конкурентоспособной продукции позволит в ближайшие годы укрепить экономику субъектов Российской Федерации, аккумулировать в региональные и местные бюджеты дополнительные налоговые поступления.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не влечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.