Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 397497-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым и А.В. Терентьевым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) изменения, направленные на наделение дознавателя полномочиями по привлечению лица в качестве обвиняемого, а также на установление правовых оснований объявления в розыск лица, местонахождение которого неизвестно и в отношении которого в ходе дознания по уголовному делу, возбужденному по факту совершения преступления, получены достаточные данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления.
Предусмотренные законопроектом изменения не согласуются с концепцией разделения предварительного расследования на предварительное следствие и дознание, а также существенно изменяют построение УПК в части, регламентирующей предварительное расследование.
Согласно статье 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Таким образом, дознание - это особый вид уголовно-процессуальной деятельности, являющийся самостоятельной формой расследования, особенности производства которого установлены главой 32 УПК.
В случае принятия предлагаемых законопроектом изменений процессуальные различия таких форм предварительного расследования, как предварительное следствие и дознание, фактически нивелируются.
Кроме того, внесение предлагаемых законопроектом изменений в части первую и вторую статьи 175 УПК не согласуется с содержанием предусмотренных в них норм, которые регулируют вопросы производства предварительного расследования в форме предварительного следствия.
Согласно изменениям, предлагаемым к внесению в статью 223.1 УПК, после объявления подозреваемого в розыск дознание продолжается в порядке, установленном главами 23 и 32 УПК. Вместе с тем это положение противоречит части первой статьи 223 УПК, в которой отсутствует указание о возможности руководствоваться при производстве предварительного расследования в форме дознания нормами главы 23 УПК.
Учитывая, что согласно частям первой и второй статьи 210 УПК в розыск может быть объявлен не только обвиняемый, но и подозреваемый, разрешение правовой проблемы, изложенной в пояснительной записке к законопроекту, возможно путем внесения соответствующих изменений в положения УПК, регламентирующие институт уведомления о подозрении в совершении преступления.
С учетом изложенного законопроект Правительство Российской Федерации не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.