Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 476053-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, С.В. Ивановым, И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 476053-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, С.В. Ивановым, И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым.
Законопроектом предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" новой статьей 2.1, согласно которой одиноким гражданам независимо от их возраста и дееспособности, занимаемые ими жилые помещения могут быть переданы в собственность только по решению суда с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Сделки по распоряжению такими жилыми помещениями после их приватизации и по их обременению могут совершаться также только с предварительного согласия органов опеки и попечительства. В соответствии с законопроектом заключенные до дня вступления в силу федерального закона договоры по распоряжению жилыми помещениями, занимаемым одинокими гражданами, а также по обременению таких жилых помещений, подлежат подтверждению соответствующими органами опеки и попечительства в течение двух месяцев со дня вступления в силу федерального закона. До получения подтверждения органами опеки и попечительства исполнение таких договоров, кроме исполнения в пользу одиноких лиц, приостанавливается, а в случае неподтверждения органами опеки и попечительства в двухмесячный срок - прекращается.
Как следует из пояснительной записки, предлагаемый законопроект направлен на защиту прав одиноко проживающих граждан, прежде всего - их права на жизнь, здоровье и права на жилище.
Между тем, данные изменения противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, согласно статье 11 Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Законопроект не учитывает нормы гражданского, семейного законодательства, а также законодательства об опеке и попечительстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Перечень полномочий органов опеки и попечительства, т.е. тех прав, которые предоставляются, и одновременно тех обязанностей, которые возлагаются на органы опеки и попечительства, закреплен в части первой статьи 8 Федерального закона 24 апреля 2008 N 48-ФЗ "Об опеки и попечительстве" и распространяется исключительно на несовершеннолетних граждан и граждан, ограниченных судом в дееспособности.
Введение государственного контроля за сделками с жилыми помещениями одиноко проживающих, но дееспособных граждан, ограничивает принадлежащие им гражданские права только на том основании, что они одиноко проживающие.
Такое ограничение, исходя из содержания части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не может быть поддержано.
Законопроект не содержит четкого определения понятия "одинокий гражданин", тем самым отсутствует возможность определить круг субъектов, на которых распространяется его действие.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона федерального закона N 476053-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, С.В. Ивановым, И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.