Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 283032-4 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Принятие представленного законопроекта вызвано тем, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена скидка в размере не ниже 50% на оплату жилых помещений (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда).
Однако, с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, разделением жилищного фонда в зависимости от формы собственности на государственный, муниципальный и частный, льгота по 50% скидке по оплате жилых помещений перестает распространяться на инвалидов и семьи, имеющие детей инвалидов, по-прежнему проживающих в тех же домах государственного и муниципального жилого фонда, но приватизировавших квартиры. Хотя, согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1542-1 "О введении в действие закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", на переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия, что и нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Согласно требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ о недопустимости действий, ведущих к ухудшению ранее установленных социальных гарантий, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, проживающие в приватизированных квартирах, должны сохранить право на получение льгот по оплате жилого помещения вне зависимости приватизировано оно или нет, как это предусмотрено по оплате коммунальных услуг и в целом как это было решено для ветеранов труда и других льготных категорий граждан.
В этой связи, в том числе учитывая самую острую социальную незащищенность этой категории населения, проектом предусматривается предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, скидки в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) независимо от вида жилищного фонда и оплаты в размере 50% коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на реализацию, в случае принятия, федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" произведен с учетом количества граждан, которые после его принятия будут иметь право на скидку в размере 50-процентов на оплату жилого помещения (проживающие в приватизированных и кооперативных квартирах) на основании закона, а не на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 г. N 1542-1, которое дает им право на указанную льготу в настоящее время.
Численность инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, составляет по Российской Федерации 12,4 млн. человек, в том числе проживающих в приватизированных и кооперативных квартирах по расчетным данным составляет 7,2 млн. человек.
Таким образом, расходы Федерального фонда компенсаций по предоставлению скидки в размере 50-процентов на оплату жилого помещения независимо от формы собственности жилищного фонда составят: 14,7 млрд. руб. (12.4 млн. чел. х 18 кв. м х 11 руб. х 12 мес. х 0,5 = 14,7 млрд. руб.), а в приватизированных и кооперативных квартирах, в связи с принятием указанного федерального закона, - 8,55 млрд. руб. (7,2 млн. чел. х 18 кв. м х 11 руб. х 12 мес. х 0,5 = 8,55 млрд. руб.). В настоящее время указанные средства ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.