Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 2372-6 "О карантине растений"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 2372-6 "О карантине растений" (далее законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, замечания и предложения по законопроекту субъектов права законодательной инициативы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитет по аграрным вопросам отмечает.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в области карантина растений, оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, а также оптимизацию процедур, связанных с соблюдением Российской Федерацией международных обязательств по обеспечению фитосанитарных требований стран-импортеров.
Целью принятия законопроекта является гармонизация законодательства Российской Федерации в области карантина растений с нормами международного права, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие со сложившейся в настоящее время в Российской Федерации системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, наделение физических и юридических лиц правом оказания услуг в области обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов и проведения лабораторных исследований в области карантина растений.
Законопроектом предлагается наделить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти функциями по установлению перечня карантинных объектов, принятию карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации, переработки и уничтожения, установлению порядка ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, порядка вывоза подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, использованию подкарантинных объектов в процессе производства, хранения, перевозки, реализации, переработки и уничтожения подкарантинной продукции, выполнению работ по обеззараживанию подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, проведению лабораторных исследований подкарантинной продукции.
Вместе с тем, Комитет отмечает следующие недостатки законопроекта.
Законопроект разрабатывался до момента вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и, соответственно, не в полной мере учитывает реалии в части использования и соблюдения базовых принципов ВТО и соглашения по Санитарным и фитосанитарным мерам, международной правоприменительной практики.
1. Законопроектом предлагается установление нескольких федеральных органов исполнительной власти в области карантина растений, что может привести к отсутствию единого подхода в части контроля и надзора в сфере карантина растений, и как следствие - к отсутствию четкой координации управленческих решений.
2. Международной конвенцией по карантину и защите растений обеспечение фитосанитарной безопасности страны входит в ответственность официальной национальной организацией по карантину и защите растений. В законопроекте отсутствует какое-либо упоминание о национальной организации по карантину и защите растений и, соответственно, не предусмотрены ее основные функции и полномочия.
3. Законопроектом предусмотрена аккредитация уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (орган по аккредитации) физических и юридических лиц на право проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции, по проведению лабораторных исследований в области обеспечения карантина растений. Однако, согласно Международной конвенции по карантину и защите растений это относится к обязанностям национальной организации по карантину и защите растений каждой страны, принявшей конвенцию. Таким образом, проведение обеззараживания, лабораторных анализов и экспертиз в отношении подкарантинной продукции на государственной границе Российской Федерации и при экспортно-импортных операциях может осуществляться только организациями, подведомственными национальной организации по карантину и защите растений. В настоящее время данные функции выполняют организации подведомственные Россельхознадзору.
Аккредитация физических и юридических лиц на право проведения работ по обеззараживанию подкарантинной продукции, по проведению лабораторных исследований в области обеспечения карантина растений (внутри российский рынок услуг) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (орган по аккредитации) должна осуществляться только на основании оценки национальной организацией по карантину и защите растений и по ее заключению.
4. Законопроектом предусматривается, что вывоз подкарантинной продукции за пределы карантинной фитосанитарной зоны осуществляется на основании письменного разрешения на вывоз подкарантинной продукции. В соответствии с действующим законодательством вывоз указанной продукции осуществляется на основании карантинного сертификата, в котором указывается цель использования, фитосанитарные требования, хранения, переработки, использования продукции, карантинный сертификат в настоящее время оформляется посредством федеральной государственной информационной системы. Замена карантинного сертификата на разрешение при вывозе подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны и изъятие разрешения на границе карантинной фитосанитарной зоны, предусмотренные законопроектом, реально не осуществимо, т.к. отсутствуют физические обозначения границ карантинных фитосанитарных зон, территории которых налагаются, зачастую, одна на другую и их границы не совпадают. При этом, потребуется создание отсутствующих в настоящее время многочисленных постов карантинного фитосанитарного контроля, значительное расширения штата специалистов и выделения дополнительных значительных средств из федерального бюджета. Кроме того, теряется механизм фитосанитарного контроля подкарантинной продукции в местах ее назначения. Отмена карантинных сертификатов может привести к невозможности отслеживания путей проникновения и распространения карантинных объектов, проникших на территорию Российской Федерации с импортной подкарантинной продукцией, упаковкой и транспортными средствами, а также с подкарантинной продукцией, вывезенной из карантинных фитосанитарных зон и, как следствие, невозможности установления причин возникновения очагов карантинных вредных организмов, а также своевременного, с наименьшими затратами, проведения мероприятий по ликвидации их очагов и связанных с ними негативных последствий.
5. Законопроектом предусматривается создание автоматизированной компьютерной системы управления фитосанитарными рисками, в соответствии с которой программным комплексом будет приниматься решение о проведении контрольных мероприятий в отношении партий подкарантинной продукции, в том числе высокого фитосанитарного риска, ввозимых на территорию Российской Федерации. Международная практика не имеет опыта принятия решения о необходимости проведения контрольных мероприятий в отношении подкарантинной продукции программными комплексами, т.к. такая система не застрахована от "ошибок", последствия которых в фитосанитарном отношении, как правило, необратимы.
6. Некоторые основные понятия, используемые в законопроекте, не не в полной мере соответствуют общепринятой терминологии, используемой в области карантина и защиты растений во многих странах. В законопроекте отсутствует большая часть основополагающих понятий, таких как "фитосанитарная мера", "фитосанитарная процедура", "фитосанитарная регламентация", "подкарантинный материал", "национальная организация по карантину и защите растений", "регулируемый вредный организм", "свободная зона" и многие другие (в т.ч. приведенные в статье II Международной конвенции по карантину и защите растений). Кроме того, суть термина иногда не соответствует самому тексту законопроекта, что на практике может привести к их двоякому толкованию.
При изменении терминологии по карантину растений необходимо внести соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Лесной кодекс Российской Федерации, положения, относящиеся к сфере карантина растений.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в целом поддерживает концепцию проекта федерального закона N 2372-6 "О карантине растений" и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Вышеизложенные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.