Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 2372-6 "О карантине растений", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
В отношении пункта 10 статьи 2 и статьи 6 законопроекта обращаем внимание, что согласно абзацу двадцать второму пункта 2.1. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июля 2010 года N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе) (далее - Положения) устанавливаются не карантинные фитосанитарные требования, а фитосанитарные требования. При этом согласно Положению фитосанитарные требования устанавливаются в целях обеспечения карантина растений в соответствии с международными обязательствами государств - членов Таможенного союза и их законодательством. Таким образом, в абзаце первом части 1 статьи 6 законопроекта следует указать, что фитосанитарные требования устанавливаются не только в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, но и международными договорами Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Решения следует читать как "18 июня 2010 года"
В отношении изложенного в пункте 9 статьи 2 законопроекта определения карантинной фитосанитарной зоны как территории, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим, обращаем внимание, что согласно определению, изложенному в абзаце шестом пункта 2.1. вышеуказанного Положения, под карантинной фитосанитарной зоной понимается территория, объявленная в установленном законодательством сторон порядке под карантином в связи с выявлением карантинного объекта (карантинного вредного организма). При этом согласно абзацу первому части 1 статьи 14 законопроекта карантинный фитосанитарный режим может быть введен по результатам проверки уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом) информации о заражении (засорении) подкарантинных объектов, подкарантинной продукции карантинными вредными организмами Порядок указанной проверки устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако порядок направления информации о подкарантинных объектах, ее содержание в законопроекте не отражены.
Главой 4 проекта федерального закона устанавливается федеральный государственный фитосанитарный надзор, осуществляемый также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, в части 4 статьи 22 установлены возможные основания для проведения внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в части 5 статьи 22 - основания для проведения проверок в отношении граждан, осуществляющих производство, хранение, перевозку, реализацию, уничтожение, переработку подкарантинной продукции. В связи с этим полагаем необходимым уточнить, совпадают ли проверки, указанные в статье 14, необходимые для введения карантинного фитосанитарного режима, и проверки, указанные в статье 22 законопроекта. В случае, если предполагается, что речь идет о разных проверках, обращаем внимание, что проведение проверок информации на подкарантинных объектах, принадлежащих юридических лицам и индивидуальным предпринимателям, влекущее введение карантинного фитосанитарного режима и ограничение прав собственников таких объектов, требует соотнесения указанных контрольных мероприятий с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку не ясно, например, как в рамках проверки информации о заражении (засорении) для целей выявления карантинных вредных организмов может осуществляться обследование подкарантинных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, без их согласия.
Кроме того, следует соотнести порядок сбора информации при проведении указанных проверок о заражении (засорении) с процедурой мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации, проводимого согласно части 2 статьи 9 законопроекта по схожим основаниям.
Требует уточнения используемая в части 2 статьи 7 законопроекта формулировка "выпуск в обращение". Обращаем внимание, что статьей 209 Таможенного кодекса Таможенного союза и Главой 27 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) предусмотрена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, а пунктом 2 части 1 статьи 224 Федерального закона N 311-ФЗ определяются товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 законопроекта карантинный фитосанитарный режим может вводиться в том числе руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в связи с чем устанавливаемое в части 2 статьи 14 законопроекта требование о возможности обжалования решения о введении карантинного фитосанитарного режима только в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти требует дополнительного обсуждения, поскольку из текста законопроекта не ясно, о каких федеральных органах исполнительной власти (разных или об одном) идет речь, что может повлечь нарушение , установленного частью 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" запрета направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Согласно абзацу второму части 7 статьи 16 законопроекта проверка разрешения на вывоз партии подкарантинной продукции за границами карантинной фитосанитарной зоны не допускается. В связи с этим требует уточнения порядок осуществления мероприятий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым части 7 статьи 16 законопроекта, в отношении подкарантинной продукции, вывезенной за границы карантинной фитосанитарной зоны без разрешения.
Используемые в законопроекте словосочетания "ввоз на территорию Российской Федерации" (пункт 10 статьи 2, пункт 3 части 2 статьи 5, части 1 и 2 статьи 10, пункта 3 и 10 части 1 статьи 11, части 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 12 , пунктом 1 части 4 статьи 18, части 1 статьи 21, статей 25-30 законопроекта) и "вывоз с территории Российской Федерации" (пункт 10 статьи 2, пункт 3 части 2 статьи 9, пункт 4 части 1 статьи 11, пункт 1 части 4 статьи 18, части 1 статьи 21, статей 31 и 32 законопроекта) полагаем необходимым согласовать с терминами "ввоз в Российскую Федерацию" и "вывоз из Российской Федерации", предусмотренными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 311-ФЗ и закрепленными в других законодательных актах Российской Федерации Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Требует уточнения словосочетание "законодательство Таможенного союза", используемое в абзаце втором части 1 статьи 25, поскольку международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, не содержат определения термина "законодательство Таможенного союза", а предусматривают использование понятия "таможенное законодательство Таможенного союза", содержание которого закреплено, в частности, в статье 3 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Обращаем внимание, что в вязи с изменением регулирования правоотношений в области карантина растений представленным проектом федерального закона, а также изменением соответствующей терминологии полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об уточнении положений статей 3.12, 10.1-10.3, 23.15, 27.16, пункта 22 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с карантином растений, а также статьями 54, 56 Лесного кодекса Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.