Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с изменениями, внесенными в январе 2006 года Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Новые пункты 3 - 15, внесенные в статью 32 указанного закона, были направлены на усиление государственного контроля за деятельностью иностранных неправительственных некоммерческих организаций (далее - НКО) в целях недопущения осуществления ими внеуставной деятельности, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремистской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", положения данного закона применяются ко всем НКО, если иное не установлено либо самим законом, либо федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций.
Никаких изъятий или установления особенностей для НКО, созданных и действующих в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" статья 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не содержит.
Однако организация деятельности и финансирования этих организаций настолько отличается от деятельности иных некоммерческих организаций, что требует установления специального порядка осуществления государственного контроля за деятельностью адвокатских НКО.
В отсутствие такого специального порядка в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", на все адвокатские НКО распространяются общие правила проведения государственного контроля, установленные статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Так, в соответствии с пунктом 3 указанной статьи и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" все коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие:
- отчет о своей деятельности,
- о персональном составе руководящих органов,
- о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
Однако утвержденные формы сведений абсолютно не учитывают организационные и профессиональные особенности деятельности НКО, созданных и действующих в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", что делает практически невозможным осуществление контроля за деятельностью таких организаций на основании запрашиваемых сведений.
В частности, утвержденные формы сведений, а также установленный Приказом Министерства юстиции РФ от 22 июня 2006 г. N 222 Порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), не учитывают, что:
- адвокатские образования не вправе предоставлять проверяющим лицам документы, содержащие сведения, составляющие адвокатскую тайну. Тем более, что в соответствии с пунктом 18 Порядка проверок у проверяющего лица нет обязанности сохранения конфиденциальности любых ставших известными ему сведений, связанных с деятельностью некоммерческой организации. Исключением являются только сведения, составляющие служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи. Об адвокатской тайне даже не упоминается;
- содержащиеся в пунктах 8 и 15 Порядка проверок терминологические обороты "при наличии достаточных данных" и "информации, подтверждающей наличие нарушений" являются неопределенными, неясными и неточными, что неограниченно расширяет возможности для назначения внеплановых и повторных проверок адвокатских образований и не исключает использование таких проверок в целях вмешательства в деятельность адвокатских образований и адвокатов;
- в отличие от иных НКО, все адвокатские некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, определенную законом. Они не занимаются никакой иной деятельностью, кроме обеспечения организационной и методической поддержки, хозяйственного обеспечения деятельности своих членов, а также исполнения в отношении них функций налогового и расчетного агента. При таких обстоятельствах проверка соответствия деятельности адвокатских НКО их уставным целям с помощью запрашиваемых документов не представляется целесообразной;
- специфика адвокатских образований заключается в том, что на их счета поступают денежные средства не самой организации, а вознаграждения адвокатов за оказанную юридическую помощь. Согласно Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" все созданные в соответствии с ним НКО содержатся за счет целевых отчислений своих членов (адвокатов или адвокатских палат), имеют смету и сдают отчетность о целевом использовании средств в налоговые органы и органы статистики. При этом целевые отчисления производятся путем внутренних расчетов. Таким образом, проверка сведений о расходовании средств адвокатской НКО на основании данных банка возможна только посредством проведения проверки расходования средств адвокатов, что выходит за пределы полномочий органов Росрегистрации.
В связи с изложенным все без исключения коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты субъектов РФ, а также Федеральная палата адвокатов автоматически будут считаться нарушителями Федерального закона "О некоммерческих организациях", а органы Росрегистрации будут вправе применить к ним соответствующие санкции, вплоть до обращения в суд с заявлением о ликвидации.
При таких обстоятельствах дополнение Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" новой статьей 38.1 "Контроль за деятельностью некоммерческих организаций, созданных и действующих в соответствии с настоящим Федеральным законом" является принципиально важным и актуальным для адвокатского сообщества, поскольку максимально учитывает специфику организации деятельности адвокатуры и оптимально соответствует целям и пределам вмешательства государства в ее деятельность.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.