Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект направлен на установление специального порядка осуществления государственного контроля за деятельностью адвокатских палат и адвокатских образований.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре) статьей 38.1 "Контроль за деятельностью некоммерческих организаций, созданных и действующих в соответствии с настоящим Федеральным законом".
В соответствии с пунктом 18 статьи 22 Закона об адвокатуре к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), если эти правила не противоречат положениям Закона об адвокатуре.
Законопроект предусматривает возможность осуществления контроля за деятельностью адвокатских образований, являющихся некоммерческими организациями, по сути только в случае безвозмездного получения ими денежных средств или иного имущества от иностранных юридических лиц и (или) физических лиц. Согласно законопроекту в этом случае у адвокатской палаты или адвокатского образования возникает обязанность предоставлять территориальному органу уполномоченного федерального органа ряд сведений, а у территориального органа появляется право проводить проверку деятельности указанных организаций и запрашивать у них определенные документы. При этом сведения, предоставляемые названными организациями, касаются только полученных денежных средств и (или) иного имущества, а запрашивать можно только финансово-распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие адвокатскую тайну.
В то же время на основании статьи 32 Закона о некоммерческих организациях уполномоченный орган вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, а в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения. Некоммерческая организация, в свою очередь, обязана представлять документы, содержащие отчет о деятельности организации и о персональном составе руководящих органов. При этом указанные права и обязанности реализуются в любом случае, а не только при получении некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества от иностранных юридических и (или) физических лиц.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что одним из аргументов для его принятия является необходимость сохранения сведений, составляющих адвокатскую тайну. При этом согласно положениям статьи 8 Закона об адвокатуре адвокатскую тайну составляют любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
Контроль в отношении адвокатских некоммерческих организаций, к которым относятся адвокатские образования и адвокатские палаты, безусловно, должен осуществляться с учетом их статуса и необходимости соблюдения адвокатской тайны, однако он не может быть сведен к порядку, предлагаемому законопроектом.
Следует учитывать, что на счета адвокатских образований поступают отчисления адвокатов от их вознаграждения за оказываемую юридическую помощь. При этом предметом проверки является расходование адвокатским образованием именно собственных денежных средств и использование иного имущества, сведения о которых не составляют адвокатскую тайну. В этом случае адвокатская тайна сохраняется, поскольку уполномоченному органу не требуется доступ к соглашениям адвокатов с доверителями и к адвокатским производствам по делам. Проверка же адвокатской палаты вообще не сопряжена с профессиональной деятельностью адвокатов, так как адвокатские палаты располагают только собственными денежными средствами, состоящими в основном из членских взносов адвокатов.
В пояснительной записке к законопроекту в качестве одного из аргументов необходимости его принятия указана неприемлемость для адвокатских образований и адвокатских палат форм документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". Вместе с тем данный вопрос не является предметом правового регулирования на уровне федерального закона.
Законопроект использует термин "уполномоченные органы исполнительной власти", "территориальный орган федерального органа регистрации". В связи с этим следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 1079 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" правоприменительные функции Федеральной регистрационной службы в сфере адвокатуры и регистрации некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации.
На уровне федерального закона следовало бы закрепить, что контроль за деятельностью адвокатских образований осуществляется с учетом особенностей их правового статуса и необходимости соблюдения адвокатской тайны, а порядок осуществления такого контроля устанавливается соответствующим подзаконным нормативным правовым актом.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживается.
Заместитель |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.