Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 424078-4 "О внесении изменений в статьи 17 и 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в отношении инвалидов в своих регионах.
Основной задачей является улучшение социальной защищенности граждан с ограниченными физическими возможностями, проживающих в различных регионах страны, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Одним из приоритетных направлений политики является осуществление комплексных мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество, обеспечение их материальной независимости. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих различные ограничения жизнедеятельности и низкий уровень их материального положения.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Льгота по оплате приватизированного жилья не установлена. Лишение инвалидов льгот по оплате приватизированного жилья является ограничением их конституционных прав и ставит их в неравное социальное положение с теми инвалидами, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данная ситуация противоречит конституционным принципам Российской Федерации о равенстве прав и свобод граждан на территории Российской Федерации.
Одной из наиболее острых проблем для инвалидов остается низкий уровень их материального положения. Особую тревогу вызывает положение неработающих инвалидов, основным доходом которых является государственная пенсия. Существующий размер ежемесячной денежной выплаты не позволяет компенсировать ранее предоставлявшиеся льготы и преимущества. В силу объективных причин получаемые инвалидами вместо льгот ЕДВ тратятся не на реабилитационные цели, а на повседневные нужды, при этом растет вероятность утяжеления групп инвалидности. В связи с этим предлагается внести изменения в статью 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части установления районного коэффициента к ежемесячным денежным выплатам инвалидам и детям-инвалидам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носят социально значимый характер ввиду низкого совокупного уровня доходов граждан с ограниченными физическими возможностями, при этом страдающих различными заболеваниями.
1. Согласно расчетам, проведенным в соответствии с информационно-статистическими материалами, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях проживают в среднем 1 079 700 инвалидов, из них более 70%, или 755 790 человек, - в приватизированном жилье. Указанным Федеральным законом льгота по оплате приватизированного жилья не установлена.
Расчет дополнительных бюджетных затрат на предоставление инвалидам натуральной льготы по квартплате
Стоимость 1 кв. метра приватизированного жилья в населенных пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в среднем составляет 16,4 рубля в месяц. Количество приватизированной жилой площади, занимаемой инвалидами, в среднем составляет 14 851 000 кв. метров. При этом общая сумма квартирной платы за указанную жилую площадь составляет в среднем 2 922,7 млн. рублей в год.
Учитывая, что льгота инвалидам по оплате приватизированной жилплощади должна предоставляться в размере 50% от всей суммы квартплаты, то соответственно и дополнительные затраты из федерального бюджета на ее реализацию ориентировочно могут составить 1 461,4 млн. рублей в год.
2. Одной из наиболее сложных проблем для инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, остается низкий уровень их материального положения. В связи с этим считаем целесообразным применение районных коэффициентов к ежемесячным денежным выплатам инвалидам.
Районные коэффициенты на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в среднем составляют 1,4. При этом размер ЕДВ для инвалидов c III степенью ограничения способности к трудовой деятельности с учетом коэффициента возрастет на 402 рубля, со II степенью - на 233 рубля, с I степенью - на 151 рубль, детям-инвалидам - на 233 рубля, инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, - на 21 рубль.
В настоящее время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях количество инвалидов с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности составляет 125 790 человек, со II степенью - 626 690 человек, с I степенью - 270 580 человек, детей-инвалидов - 51 200 человек, инвалидов, не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, - 5 400 человек.
При этом:
суммарное увеличение ЕДВ инвалидам с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности произойдет в среднем на (125 790 х 402 рубля) 50,6 млн. рублей в месяц;
суммарное увеличение ЕДВ инвалидам с II степенью ограничения способности к трудовой деятельности - на (626 690 х 233 рубля) 146,0 млн. рублей в месяц;
суммарное увеличение ЕДВ инвалидам с I степенью ограничения способности к трудовой деятельности - на (270 580 х 151 рубль) 41,0 млн. рублей в месяц;
суммарное увеличение ЕДВ детям-инвалидам - на (51 200 х 233 рубля) 11,9 млн. рублей в месяц;
инвалидам, не имеющим степени, - на (5 400 х 21 рубль) 0,1 млн. рублей в месяц.
Согласно приведенным расчетам общая сумма дополнительных расходов финансовых средств из федерального бюджета на выплату районных коэффициентов к ЕДВ инвалидам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в среднем ежегодно составит (249,6 х 12 мес.) 2 995,2 млн. рублей.
Общая сумма расходов средств федерального бюджета на реализацию данного законопроекта в действующих ценах, тарифах и нормативах составит 4 456,6 млн. рублей в год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.