Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 45441-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области управления (удочерения) детей"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 45441-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области управления (удочерения) детей" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 марта 2012 года.
Основной целью Соглашения, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года, является создание международно-правовой базы российско-американского сотрудничества в области международного усыновления (удочерения) (далее - усыновления).
Указанное Соглашение является одним из первых двусторонних международных соглашений подобного рода в российской договорной практике (наряду с договорами по аналогичным вопросам с Италией и Францией), позволяющим на международном уровне закрепить правовые гарантии и обеспечить защиту прав усыновленных детей. Соглашение в полной мере соответствует положениям многосторонней Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, пунктом "е" статьи 21 которой прямо предусматривается возможность заключения двусторонних договоров для наилучшего обеспечения интересов ребенка при усыновлении (Россия как продолжатель СССР является участницей Конвенции о правах ребенка с 1990 года).
В преамбуле Соглашения подчеркивается, что международное усыновление ребенка возможно только в случаях, если в государстве происхождения невозможно найти для него подходящую семью. Кроме того, статья 3 Соглашения предусматривает обязанность договаривающихся сторон принимать все необходимые меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей, в том числе связанной с извлечением из усыновления неправомерного дохода, похищением, подменой, торговлей детьми, эксплуатацией детского труда, сексуальным насилием над детьми и сексуальной эксплуатацией детей. В этой связи особенно важным представляется положение Соглашения, согласно которому усыновление ребенка из Российской Федерации осуществляется только при содействии уполномоченной организации (за исключением усыновления ребенка родственниками). Тем самым, Соглашение не предусматривает возможность так называемого "независимого" усыновления.
В Соглашении подробно прописана процедура усыновления (ст.ст. 7-13), предусмотрен механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. Принципиальным положением является установленная статьей 10 Соглашения обязанность кандидатов в усыновители пройти соответствующую социально-психологическую подготовку и представить официальное заключение о своей "пригодности и правомочности" усыновить ребенка.
Следует также подчеркнуть, что в соответствии с Соглашением усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства в порядке, установленном национальным законодательством принимающего государства, но не позднее момента въезда на законных основаниях для проживания на территорию принимающего государства, при этом сохраняя гражданство государства происхождения.
По мнению Комитета по международным делам, указанное Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, будет способствовать созданию механизмов эффективной защиты прав и законных интересов усыновленных детей.
Реализация Соглашения не потребует выделения дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области управления (удочерения) детей.
Председатель Комитета |
А.К. Пушков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.