Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 211095-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, Е.А. Вторыгиной, А.А. Пономаревым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" новой статьей 70.1 "Методика пропорционального распределения депутатских мандатов", в которой планируется установить единую систему распределения депутатских мандатов для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. В предлагаемой статье законопроекта подробно приводится соответствующая методика.
По представленному законопроекту имеются следующие концептуальные замечания.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Обращаем внимание, что под избирательной системой в данном случае понимаются как условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, так и порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (то есть методика распределения депутатских мандатов).
Также отмечаем, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который, соответственно, включает в себя и порядок распределения депутатских мандатов в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, на наш взгляд, в указанных Федеральных законах, в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации, установлены общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с которыми установление порядка распределения депутатских мандатов при проведении соответствующих выборов отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ
Заместитель начальника управления |
Г.П. Гагарин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.