Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 411746-4 "О внесении изменений в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",внесенному депутатами Государственной Думы Г.В. Гудковым, А.Е. Хинштейном, А.Г. Аксаковым
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается установить, что налоговый агент обязан сообщать указанную информацию не только по месту своего учета, но по месту учета налогоплательщика.
Полагаем, что указанные положение проекта необходимо согласовать с положениями пункта 3 статьи 24 НК РФ, в соответствии с которым налоговые агенты обязаны, в том числе:
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Кроме того, полагаем, что возникновение у налоговых агентов обязанности по представлению отчетов в налоговый орган по месту учета каждого налогоплательщика, приведет к усложнению администрирования налога и затруднению проведения контрольных мероприятий со стороны территориальных налоговых органов.
Проектом также предлагается изложить пункт 7 статьи 226 НК РФ в редакции, предусматривающей, что совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, не позднее 15 числа, следующего за прошедшим месяцем, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговом органе (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
В тоже время пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса предусмотрены иные сроки для перечисления налоговыми агентами сумм налога на доходы физических лиц, а именно: налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Таким образом, положения новой редакции пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса, предлагаемой законопроектом, не согласуются с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса.
Обращаем внимание, что изменение данного порядка потребует внесения изменений в статью 230 НК РФ, согласно которой налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положение статьи 2 законопроекта, определяющей порядок вступления в силу федерального закона, нуждается в согласовании со статьей 5 НК РФ, в частности, полагаем необходимым уточнить дату вступления в силу федерального закона.
Кроме того, обращаем внимание, что к рассмотрению в первом чтении готовится проект федерального закона N 535738-5 "О внесении изменения в статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в котором предлагается установить аналогичный порядок уплаты налога на доходы физических лиц.
Заместитель |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.