Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 316805-5 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, К.И. Черкасовым, а также Ю.В. Коганом, М.Я. Хесиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, считает необходимым отметить следующее.
Авторами законопроекта предлагается установить ограничение на повышение расценок для размещения предвыборных агитационных материалов в агитационный период, предусмотрев, что они не должны превышать стоимости аналогичных услуг по размещению коммерческой рекламы для физических и юридических лиц.
Разделяя стремление авторов законопроекта не допускать установления необоснованно высоких расценок на услуги по изготовлению и размещению агитационных материалов, вместе с тем комитет отмечает, что предлагаемый подход к решению данной проблемы не учитывает целый ряд обстоятельств, влияющих на стоимость этих услуг.
Во-первых, в соответствии с пунктом 11 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предоставление эфирного времени и печатной площади для проведения агитации производится на основании договора.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, установление ограничения стоимости услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов не отвечает требованию свободы договора, установленному ГК РФ.
Во - вторых, порядок изготовления и размещения предвыборных агитационных материалов отличается от порядка изготовления и размещения коммерческой рекламы. В соответствии с пунктом 6 статьи 50 Федерального закона при проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В тот же срок указанные сведения вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.
Сведения об оплате публикуются организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания за свой счет, поэтому указанные расходы, как правило, закладываются в стоимость услуг, что приводит к повышению их расценок. На увеличение стоимости услуг влияют и сроки размещения предвыборных агитационных материалов (только в агитационный период), а также повышенные требования к их содержанию.
В то же время стоимость услуг на изготовление и размещение предвыборных агитационных материалов в течение всего агитационного периода остается неизменной, тогда как расценки на изготовление и размещение коммерческой рекламы могут быть в любой момент изменены.
Кроме того, в период выборов государственные и муниципальные организации телерадиовещания, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий в связи с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации несут значительные расходы, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 50 Федерального закона относятся на результаты деятельности указанных организаций и редакций. Эти условия также являются немаловажным фактором, влияющим на стоимость платных услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов.
Что касается негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий, то уравнивание стоимости услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов и коммерческой рекламы может существенно сократить количество этих организаций и редакций, добровольно участвующих в проведении предвыборной агитации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях новой частью 3.
Однако, законопроект не устанавливает правового регулирования проектируемой нормы, поскольку пунктом 5 статьи 59 Федерального закона в действующей редакции предусмотрен запрет на бесплатное или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализацию товаров юридическими лицами, а статьей 5.20 КоАП Российской Федерации установлена ответственность за несоблюдение данного запрета.
В то же время, авторы законопроекта в своей пояснительной записке не приводят обоснований столь высокого размера штрафа, налагаемого на должностных и юридических лиц, вследствие неправомерного завышения ими стоимости на предоставление услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов, что может привести к возникновению противоречий нормативных правовых актов.
На основании изложенного, законопроект в представленной редакции не поддерживается.
Вместе с тем, отмечаем, что идеи законопроекта представляются актуальными, поскольку проблема неоправданно высоких расценок на услуги средств массовой информации в агитационный период действительно имеет место.
Утверждено на заседании Комитета 14 мая 2012 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.