Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
от 20 октября 2010 г. (пятого созыва)
на проект федерального закона N 316805-5 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, Ю.В. Коганом, М.Я. Хесиным, К.И. Черкасовым
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Как видно из пояснительной записки, представленный законопроект предлагает установить ограничение на повышение расценок (стоимости) услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов в агитационный период.
В этих целях проектируемый пункт 5.1 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что стоимость услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов не должна превышать стоимости аналогичных услуг, предоставленных физическим и юридическим лицам для размещения рекламы.
В связи с этим по указанному законопроекту имеются замечания концептуального характера.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержит положения, направленные на обеспечение государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий равных условий проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям (п.1 статьи 50).
Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических изданий, должны быть равными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума.
Ограничение стоимости услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов в агитационный период, на наш взгляд, противоречит основным принципам гражданско-правового регулирования - свободное осуществление прав физическими и юридическими лицами, определение любых не противоречащих законодательству условий договора, а также свобода договора (п.2 статьи 2 и ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, предлагаемый законопроектом пункт 5.1. не согласуется со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Таким образом, стоимость услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов определяется по соглашению сторон путем заключения соответствующего гражданско-правового договора. Порядок заключения и условия договора регулируются гражданским законодательством, в которое рассматриваемый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не входит.
Законопроект предлагает также внести дополнить статью 5.5. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях новым пунктом 3. Указанный пункт 3 статьи 5.5. предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за "предоставление услуг по изготовлению и размещению предвыборных агитационных материалов по ценам, превышающим стоимость аналогичных услуг, предоставленных физическим и юридическим лицам для размещения рекламы.
В связи с этим обращаем внимание, что содержание этого пункта не соответствует названию и содержанию статьи 5.5. "Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов". Очевидно, что различия в цене услуг не может быть расценено как нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.
Кроме того, предлагаемый пункт 3 статьи 5.5. Кодекса не позволяет определить субъекта правонарушения в отличие от пунктов 1 и 2 статьи 5.5. Кодекса, которые четко определяют субъектов - главный редактор, редакция средства массовой информации и др.
Председатель Комитета |
В.Я. Комиссаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.