Заключение Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 598252-5 "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации" (об ограничении в приеме на работу иностранных граждан), внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым, Я.Е. Ниловым
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 598252-5 "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование трудового законодательства и воспрепятствование оттоку бюджетных средств за границу через оплату труда иностранных граждан.
Фактически предлагаемые законопроектом изменения вводят ограничения в приеме иностранных граждан на работу, оплата за которую должна производиться из средств, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (за исключением поступления на работу в образовательные учреждения и научные организации).
Предлагаемые законопроектом изменения статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) состоят в дополнении части 3 указанной статьи положением о том, что различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав иностранных работников по мотиву отсутствия у них гражданства Российской Федерации, не являются дискриминацией.
Необходимость такого дополнения мотивируется тем, что, по мнению авторов, действующая норма части 3 статьи 3 ТК РФ не позволяет устанавливать различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников в связи с отсутствием у них российского гражданства, а на практике российское законодательство такие различия закрепляет.
В качестве примеров приводятся ограничения права иностранных граждан находиться на муниципальной или государственной службе, запрет быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации (самолета, вертолета, дирижабля и др.), быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, а также занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации.
В то же время, все указанные ограничения для иностранных граждан определяются требованиями, свойственными конкретному виду труда, и установлены федеральными законами, что полностью соответствует действующей норме части 3 статьи 3 ТК РФ.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения части 3 статьи 3 ТК РФ являются излишними.
Законопроектом предлагается также внести изменение в статью 65 ТК РФ, в соответствии с которым лица, поступающие на работу (за исключением поступления на работу в образовательные учреждения и научные организации), оплата за которую должна производиться из средств, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обязаны предъявлять документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, предполагается, что лица, не имеющие гражданства Российской Федерации на указанную работу приняты быть не могут.
Согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Предлагаемый законопроектом запрет на привлечение иностранных граждан организациями, осуществляющими оплату их труда из бюджетов всех уровней, указанным целям не соответствует.
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства действующим российским законодательством предусмотрены другие меры.
В частности, Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) уже предусмотрен порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона определяется отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к определенным видам деятельности; тем самым, по существу, устанавливается перечень сфер деятельности и должностей, в которых и на которых иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность.
Кроме того, статьей 18.1 Федерального закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.
Также Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливается допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации.
Таким образом, вопросы, связанные с использованием иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, в достаточной степени урегулированы вышеназванными нормами.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 24 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 43 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 9 субъектов РФ получен положительный отзыв; от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает несогласованность положений законопроекта с рядом норм действующего законодательства.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, отмечая, что вопросы связанные с использованием иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, полностью урегулированы действующим законодательством.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей также не поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 598252-5 "О внесении изменений в статьи 3 и 65 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.